Германия и Франция сегодня во вторник 4 декабря 2012 года публично разошлись по поводу наделения Европейского центрального банка полномочиями надзора за банками, усугубив этим споры по поводу объема полномочий ЕЦБ, что угрожает подорвать одну из самых смелых реформ Евросоюза.
С истечением срока, необходимого для закрепления юридических оснований всеевропейского банковского союза до конца этого года, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил на встрече с министрами финансов ЕС, что не может поддержать планы, которые передадут ЕЦБ исключительные права банковского надзора.
Его францзский коллега Пьер Московиси опротестовал вариант послабления этого общеевропейского действия, которое могло бы покончить с пятилетним банковским кризисом, унифицировать подход к проблемным банкам и завершило бы бессистемность прошлых действий.
«Нельзя отдавать право решающего голоса управляющему совету ЕЦБ», заявил Шойбле журналистам после встречи с европейскими министрами финансов в Брюсселе, добавив, что не может быть никакого консенсуса, пока за большинство банков отвечают национальные органы надзора.
«Китайская стена между банковским надзором и кредитно-денежной политикой является абсолютной необходимостью», сказал германский министр, также выразив скептицизм по поводу того, что независимый центральный банк, такой как ЕЦБ, должен взять на себя функции надзора.
Московиси возразил, что лидеры ЕС, которые наделили своих министров финансов правом формирования общего механизма банковского надзора, всегда ставили ЕЦБ в центр решения этой проблемы: «У нас нет мандата для создания системы двойного наблюдения, которая поставит под сомнение существование единой системы для некоторых банков», заявил французский министр на совещании.
Глубина разногласий, возникших между Францией и Германией, двумя крупнейшими экономиками в ядре Еврозоны, указывает на трудность достижения соглашения во вторник.
Трое близких к переговорам должностных лиц рассказали агентству Reuters, что скорее всего министры встретятся опять уже 12 декабря 2012 года. Новости передают об изменении курса евро относительно доллара.
Большинство стран ЕС поддерживают идею банковского надзора в принципе, но многие из них не согласны между собой по поводу того, как ее лучше всего оформить и насколько далеко стоит заходить в объединении банковских систем, распределении рисков и как предотвратить дискриминацию между странами Еврозоны и странами, имеющими национальные валюты.
Министр экономики Испании Луис де Гиндос сказал, что само будущее евровалюты зависит от этого соглашения. «Банковский Союз является ключевым вопросом, чтобы развеять неопределенности по поводу будущего Еврозоны», сказал он, выразив опасения по поводу схемы, которая охватывает не все банки.
Осложняет дальнейшее обсуждение и Швеция, страны, не являющаяся участником Еврозоны, но имеющая серьёзные интересы в банковской сфере Финляндии, которая пользуется евро. Швеция обеспокоена тем, что если ЕЦБ получит надзор над активами, которыми она владеет, то она должна получить равное представительство в ЕЦБ.
Министр финансов Швеции Андерс Берг кажется, готов смягчить свою сегодняшнюю позицию, когда он грозился заблокировать соглашение: «Невозможно, чтобы существовала любая дискриминация стран, не входящих в Еврозону. Должны быть гарантии и мы должны иметь право задействовать наши собственные… более высокие требования к банкам», заявил шведский министр репортерам.
Дипломатии также необходимо обратить внимание на те страны, не входящие пока в Еврозону, но стремящиеся ввести у себя единую валюту, такие как Польша и Венгрия, которые также желают быть ущемлёнными ЕЦБ, если тот получит контроль над банковскими системами этих стран.
Кислиця різко відреагував на захід ООН і РФ із захисту від тероризму
Йде антициклон: синоптик Діденко попередила про морози та сильний вітер
Арестович про небезпечні тенденції для України: «Росіяни проткнули оборону, як маслом маслом»
Водіям нагадали важливе правило: коли включати "поворотники" у місті та на трасі
Лидеры ЕС надеются, что установлением сильной, централизированной банковской системы и последующим за этим созданием фонда для решения проблем слабых банков, они ослабят зависимость стран-должников от собственных банковских систем и начнут этим исправлять хотя бы некоторые проблемы, возникшие из-за долгового кризиса.
Но Германия опасается, что проект разовьется в схему, по которой Берлин будет вынужден заплатить за банки, слишком слабые, чтобы выжить самостоятельно, а потому с опаской относится к идее рекапитализации банков из фонда Еврозоны, который возможно заработает после того, как банковский союз состоится и заработает.
На октябрьском саммите лидеры ЕС договорились, что банковский союз будет основан до конца 2012 и ЕЦБ заработает в полную силу на протяжении 2013 года.
Если министры финансов договорятся на следующей неделе, то это позволит им успеть до начала саммита лидеров ЕС 13-14 декабря, пока Европейский парламент также сыграет свою роль и даст свое одобрение. Смещение сроков – это мощный сигнал, но надежда все еще остается.
Одним из самых серьезных вопросов остается то, как обеспечить защиту интересов таких стран, не входящих в Еврозону, как Дания и Швеция, если банковский союз и ЕЦБ станут решать вопросы Еврозоны.
Вторым камнем преткновения является Венгрия, большинство кредиторов которой являются банками Еврозоны, и поэтому у Будапешта имеются серьезные аргументы против тех решений ЕЦБ, которые смогут принести вред её финансовой системе или локальным кредиторам.
Еще одно важное решение – введение более строгих правил на банковские резервные капиталы в Европе – известное как «Базель-III», которое, однако, вряд ли будет принято министрами, что означает перенесение старта нового европейского банковского режима на более поздние сроки, чем планируемое 1 января 2013 года.
Источник: Reuters
Перевод Сергея Одарыча, «Хвиля»