Мне часто задают вопрос: «Сколько же нужно денег, чтобы наверняка стать депутатом?». Во-первых, сразу скажу, что точной суммы в мажоритарной природе попросту не существует. А во-вторых, если вам нужны стопроцентные гарантии – покупайте место в «списке». Округ вам такой гарантии не даст. Округ — он как «зона» у Стругацких: чужаков и новичков не любит.
Впрочем, подсчитать расходы на проведение полноценной избирательной кампании не сложно. Толщина кошелька — хоть и важный, но далеко не единственный фактор, определяющий победу или поражение. Часто мне задают и другой вопрос: «А можно ли провести кампанию за $300 тысяч?». Провести-то можно, а вот выиграть вряд ли. Впрочем, теоретически возможно и выиграть, но только при условии, что за вас уже на старте избирательной кампании готовы проголосовать не менее 30% избирателей. При этом отсутствуют серьезные ресурсные конкуренты.
В целом, стоимость полноценной избирательной кампании, по мнению разных экспертов, в большинстве своем, варьируется от $1 до $3 млн. Для сравнения: на последних выборах, проходивших в Украине по смешанной системе в 2002 г., выборы обходились кандидату всего в $200-300 тысяч. И еще один пример: кампания кандидата в палату представителей конгресса США оценивается в $300-$500 тысяч.
Так почему же цена украинского мандата в три-четыре раза превосходит стоимость кресла в парламенте мировой сверхдержавы? Откуда вообще берутся такие астрономические, в глазах среднестатистического украинского избирателя, цифры?
Начнем с основных статей расходов. Классический бюджет чистой избирательной кампании, как правило, состоит из следующих позиций:
1) проектирование кампании – включает в себя паспортизацию (изучение) округа, разработку стратегии и тактики грядущей кампании, калькуляцию расходов;
2) социология – проведение социологических исследований, фокус-групп, экспертных опросов и пр.;
3) штаб и консультанты – оплата труда сотрудников окружного и районных штабов, гонорары привлеченным консультантам;
4) агитационная работа – выплата вознаграждения агитаторам и их контролёрам, подготовка, методическое обеспечение, организация агитационных мероприятий;
5) СМИ и наружная реклама – выпуск газеты или «боевого листка», билборды, растяжки, листовки, буклеты, прочая наружка и сувенирка;
6) избирательные комиссии – расходы на оплату труда членов избирательных комиссий, их подготовка и методическое обеспечение;
7) спецпроекты – имеются ввиду значительные мероприятия, которые для удобства управления ими выделяются в отдельный проект (социальные инициативы, атака на оппонента, концертный тур, организация работы в день голосования и т.п.);
8) материально-техническое обеспечение – административные расходы, содержание штабов, транспорта и т. п.;
Зеленський позбавив держнагород колишніх міністрів, депутатів, силовиків та артистів: список зрадників
У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
9) резервный фонд – на всякий «пожарный». Как правило — около 10% от всего бюджета кампании.
Даже без цифр список выглядит весьма внушительно. Однако, прежде чем переходить непосредственно к подсчету, нельзя не обратить внимание на ряд факторов, имеющих непосредственное влияние на ту сумму, которую придется выложить кандидату. Условно эти факторы можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным относится сам кандидат и то, что он из себя представляет. Помимо денег, это и уже упоминавшийся уровень базовой электоральной поддержки, и рейтинг выдвинувшей кандидата политической силы, и наличие кадровой структуры (партийной или хозяйственной), и привлекательность кандидата как личности, его отношения с властью и прочее. К объективным, в первую очередь, относятся: округ (регион, средний уровень дохода, сельский или городской, экономически развитый или депрессивный и т.п.) и конкуренты (уровень поддержки, наличие основных ресурсов, опыт и т.п.). Важным является и то, какие цели ставит перед собой кандидат, ведь далеко не всегда победа является основной задачей.
Теперь давайте считать. Для примера возьмем следующие вводные:
Округ – сельский, центр страны, 160 тыс. избирателей, пять районов, 200 избирательных участков, средняя зарплата 2500 грн. Кандидат – самовыдвиженец. Цель кампании – победа.
Проектирование кампании. Цены диктует рынок политконсалинга. Они могут быть очень разными — в зависимости от спроса, профессионального уровня и наглости специалистов. Берем по среднему: паспорт округа — $5 тыс., стратегия и тактика — $12 тыс. Итого — $17 тыс.
Социология. Работают те же принципы, хотя этот рынок более прозрачный. Опять же, в среднем: базовая социология округа (опрос, фокус-группы, эксперты) — $15 тыс. Еще не менее двух опросов в течение кампании — $12 тыс., экзит-пол в день голосования – около $30 тыс. Итого — $57 тыс.
Штаб и консультанты. В расчете этой статьи будем исходить из того, что окружной штаб будет сформирован из приезжих среднего уровня профессионалов, а районные из местных. Выходит примерно следующее:
Умножаем 82 тыс. на три месяца, получаем $246 тыс.
Агитационная работа. По одному агитатору на участок — 200 человек. Для определения суммы вознаграждения используем формулу, предложенную российским мэтром агитационно-полевой работы Валентином Полуэктовым. За два месяца работы агитатор должен получить три среднемесячных для данного региона зарплаты. Таким образом: (2500х3)х200 = 1500000 грн. или $187,5 тыс. Добавляем еще $10 тыс. на обучение (хотя бы 5 тренингов по $2 тыс.). Округляем, и выходит — $200 тыс.
Избирательные комиссии. Считаем только зарплату членов комиссий: $150 в месяц на 200 членов = $60 тыс. И это только на своих, без технических кандидатов и перекупки. Плюс, снова-таки, потребуется не менее $10 тыс. на обучение. Итого — $70 тыс.
СМИ и наружная реклама. Только по основным позициям: билборды — 20шт. х $400 х 3 мес. = $24 тыс.; газета — тираж 70000 х $0.1 х 7 выходов = $49 тыс.; агит-палатки — 40 шт. х $300 = $12 тыс.; листовки — 10000 шт. х $0.4 х 3 волны расклейки = $12 тыс. Итого — $97 тыс. А еще прибавьте сюда флажки, ручки, футболки и прочую «сувенирку». И это все еще без «джинсы» (платного размещения материалов о кандидате в СМИ под видом новостей).
Спецпроекты. Для примера возьмем проект «День выборов». Наблюдатели, мобильные группы юристов, их техническое обеспечение (транспорт, видеокамеры, фонарики и пр.) – не менее $500 на один участок. Итого — еще $100 тыс.
Итак, суммируя только эти, самые основные расходы, в итоге получаем — $787 тыс.
Разумеется, нельзя воспринимать этот пример как некую универсальную калькуляцию избирательной кампании. Не учитывали мы и так называемых социальных инициатив: ремонт школ и дорог, раздачу пайков и пр. Не учтен и банальный подкуп. Впрочем, много чего еще можно было бы добавить в этот «прайс». И, как я упоминал выше, есть кандидаты, которые без некоторых вещей могут и обойтись. Главное, что данный пример дает понимание и обоснование основного порядка сумм, необходимых для участия в выборах. Единственное, что я еще могу добавить, исходя из личного опыта, что в вопросах финансирования выборы чем-то напоминают квартирный ремонт – сначала точно все подсчитай, а потом смело умножай на два.
А теперь о главном. Давайте подумаем, соответствует ли озвученная сумма таким, весьма условным, критериям, как «разумность» или «нормальность»? На мой взгляд, не соответствует совершенно. Простой вопрос: кто может позволить себе потратить такие деньги? Ответ очевиден – крупный бизнес или коррумпированные чиновники. И не потратить, заметьте, а инвестировать. Именно они взвинтили цену мандата до таких заоблачных высот. Весьма вероятно, что будут поднимать и дальше. Для них — это и защита, и способ дальнейшего обогащения. Ведь если они готовы с такой легкостью вкладывать такие деньги, то можно только предположить, какие суммы они планируют вернуть. Даже поверхностный анализ главных фаворитов «мажоритарки» с легкостью докажет мою правоту.
В чем же причина столь печальной ситуации? На самом деле ответ найти совсем не сложно. Он буквально лежит на поверхности. Достаточно просто еще раз внимательно просмотреть бюджет кампании, и мы увидим, что более 60% расходов — это зарплата сотрудников штаба, агитаторов, наблюдателей, членов комиссий и т.д. А теперь представьте, что все эти люди — волонтеры! Не можете представить? Я тоже, если честно. Но именно такая ситуация является нормальной для большинства цивилизованных стран. Может быть, это и является одной из причин иного качества людей во власти развитых государств? Впрочем, это лирика. Что касается Украины, можно смело утверждать – политическое волонтерство мертво. Даже год смерти известен – 2005-й. Именно тогда со вброса огромных средств в предвыборную кампанию и началась политическая деградация, которая продолжается и сегодня. Начинали с платных митингов, а закончили платным голосованием, если вы понимаете, о чем я. Сегодня люди с одной стороны настолько развращены возможностью легкого заработка, а с другой — настолько не верят в искренность любого идущего в политику, что даже члены партии ради своего кандидата бесплатно и пальцем не пошевелят.
Юрий Кочевенко, ИА Свободная пресса