Стремясь разделить со своими подданными «тяготы и лишения» кризисной бытия, король Испании Хуан Карлос и его семья решили добровольно урезать расходы на содержание двора на 7.1%, что примерно соответствует сокращению зарплат в государственном секторе. Годовая зарплата короля, которую тот получал за то, что он — король, в размере 292 тыс. евро, решено сократить на 20 900 «единиц европейской капусты». Сын короля и наследник престола принц Филипп от нынешней «зарплаты принца» в размере 131 тыс. евро не досчитается 10 450 евро. В целом, в 2012 году расходы на испанский королевский двор в размере 8.3 млн. евро будут сокращены на 100 тысяч.
Добровольное сокращение расходов царствующими особами вызвано, прежде всего, ростом негативного отношения испанского общества к «нахлебникам королевских кровей», безбедно существующих на деньги налогоплательщиков, которые сейчас едва выживают. В настоящий момент каждый четвертый испанец трудоспособного возраста является безработным, а среди молодежи безработица зашкаливает за 50%.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала дорогостоящая поездка у апреле короля Хуана Карлоса на охоту в Ботсвану, что вызвало взрыв негодования в испанском обществе на фоне постоянных сокращений расходов в бюджетной и социальной сферах. А ведь еще недавно, когда в Испании восстанавливали монархию, слышались громкие лозунги о том, что этот институт станет мощным фактором, объединяющим испанскую нацию, якобы тяготеющую к традициям.
После массовой забастовки шахтеров в Андалузии протесты перебросились на столицу Мадрид. Но здесь пока бастуют только работники госсектора, поскольку работающих в частном секторе просто увольняют за прогулы. Но периодически забастовки становятся массовыми, а недавно численность протестующих на улицах страны единовременно достигала 1.5 млн. человек. Они вступали в потасовки с полицией, жгли мусорные баки, а в Мадриде пытались прорваться к зданию парламента. В ответ на резиновые пули и слезоточивый газ полиции, бастующие забрасывали блюстителей камнями и бутылками с зажигательной смесью.
Главной причиной обострения в испанском обществе стало, конечно, не разгульное поведение короля на охоте в Африке, а урезание зарплат и социальных расходов. Последней искрой было сокращение на 7% традиционной двойной предрождественской зарплаты для бюджетников. С 1 сентября НДС будет повышен с 18 до 21%, что неминуемо приведет к росту цен. И все это на фоне урезания зарплат, пенсий и социальных выплат.
Все это делается для получения финансовой помощи от Евросоюза в размере 100 млрд. евро. Но этот кредит пойдет не на улучшение жизни рядовых граждан, а будет влит в банковскую систему страны для удержания ее ликвидности. Испанцы обвиняют в кризисе банки, которые щедро выдавала кредиты под залог недвижимости. Теперь на фоне галопирующей безработицы граждане не в состоянии выплачивать кредиты, а их недвижимость из-за кризисного дефляционного «схлопывания» резко подешевела и даже покрывает тело кредита и проценты.
К тому же, парламент упростил систему увольнений. Теперь фирме достаточно продемонстрировать временное падение доходов, чтобы получить право беспрепятственно сокращать работников. О том, что тотальная безработица и, соответственно, падение платежеспособности населения ведет к еще большему углублению кризиса, испанские власти, очевидно, еще не додумались.
Словом, налицо типичное спасение крупного, сросшегося с властью, капитала за счет затягивания поясов рядовых обывателей. А тут еще король с его дурацкими королевскими выходками…