Боясь, что финансовый коллапс неизбежен, греческие депозитории устремляются к выходу. В это время ЕЦБ отказывается прийти на помощь греческим банкам, страдающим от недостатка наличности. Греческое правительство вынуждено ввести драхму, чтобы поддержать внутреннюю ликвидность.

Когда Греция выходит из еврозоны, все взгляды устремляются на Испанию. Германия и прочие вначале непреклонны, что они сделают всё возможное, чтобы предотвратить похожее банковское бегство там. Испанское правительство анонсирует дополнительные налоговые и структурные реформы. Воодушевлённая финансами из Европейского Механизма Стабилизации (ЕМС), Испания остаётся финансово на плаву на несколько месяцев.

Но состояние испанской экономики продолжает ухудшаться и безработица стремится к 30%. Насильственные протесты против премьер-министра Мариано Рахоя и его мер экономии заставляют последнего прибегнуть к референдуму. Его правительство не может получить необходимой поддержки избирателей и уходит в отставку, бросая страну во взрыв политического хаоса. Меркель прерывает дальнейшую поддержку Испании, заявляя, что тяжело работающие немецкие налогоплательщики уже и так сделали достаточно. Испанский банковский побег, финансовый крах и выход из евро следуют в кратчайшие сроки.

В срочно созванном мини-саммите Германия, Финляндия, Австрия и Нидерланды объявляют, что они не откажутся от евро в качестве их общей валюты. Это только усиливает финансовое давление на Францию, Италию и других членов ЕС. По мере углубления частичного распада еврозоны, финансовая катастрофа распространяется из Европы в США и Азию.

Наш сценарий продолжается в Китае, где руководство сталкивается с собственным кризисом. Замедление экономики уже спровоцировало социальный конфликт, и последние события лишь добавляют горючего в огонь. Когда европейские экспортные заказы массово отменяются, китайские заводы сталкиваются с перспективой массовых увольнений. В крупных городах начинаются демонстрации, призывающие к прекращению коррупции среди партийных лидеров.

Китайское правительство решает, что оно не может рисковать усилением беспорядков и объявляет пакет мер, направленных на усиление экономического роста и предотвращение увольнений, включая прямую финансовую поддержку для экспортёров и интервенции на валютных рынках, чтобы ослабить юань.

В США президент Митт Ромни только занял кабинет после тяжёлой предвыборной кампании, в которой он обвинял Барака Обаму в излишней мягкости в отношении китайской экономической политики. Комбинация финансовой инфекции из Европы, которая уже привела к значительному кредитному треску, и внезапный наплыв дешёвого импорта из Китая не оставляют администрации Ромни выбора. Вопреки советам своих экономических советников, он вводит таможенные пошлины на китайские товары. Его сторонники из Чайной партии, критически важные для его электоральной поддержки, провоцируют его идти дальше и выйти из ВТО.

На протяжении последующих нескольких лет мировая экономика сваливается в то, что будущие историки назовут Второй Великой Депрессией. Безработица растёт до рекордных уровней. Правительства без налоговых ресурсов остаются без выбора, вынужденные вводить меры, которые только усугубят проблемы для других стран: торговый протекционизм и конкурентное снижение обменных курсов. По мере того, как страны будут впадать в экономическую автаркию, результаты очередных глобальных экономических саммитов не будут выходить за пределы пустых обещаний сотрудничества.

Лишь немногие страны избегут экономической бойни. Те, у которых относительно хорошие значения трёх характеристик: низкий уровень общественного долга, ограниченная зависимость от экспорта или течения капиталов, и надёжные демократические институции («ха-ха», прим. переводчика). Поэтому Бразилия и Индия в относительной безопасности, несмотря на то, что их перспективы роста также будут значительно снижены.

Как и во времена Великой Депрессии, политические последствия более серьёзны и имеют долгосрочное значение. Коллапс еврозоны (и, по практическим причинам, самого ЕС) вызовет значительное изменение европейской политики. Франция и Германия будут открыто конкурировать в качестве альтернативных центров влияния на более мелкие европейские страны. Центристские партии заплатят за их поддержку проекта европейской интеграции, и будут вытеснены ультраправыми или ультралевыми партиями. Местные правительства начнут выбрасывать иммигрантов.

Для соседних стран Европа больше не будет светящимся маяком демократии. Арабский Ближний восток осуществит решительный поворот в направлении авторитарных исламистских государств. В Азии экономическая вражда между США и Китаем выльется в военный конфликт с учащающимися военно-морскими столкновениями в Южно-Китайском море, грозящими перерасти в полноценную войну.

Через много лет Меркель, ушедшую из политики и ставшую отшельницей, спросят, могла ли она поступить иначе во время кризиса евро. К сожалению, её ответ будет слишком запоздалым, чтобы изменить ход истории.

Далёкий сценарий? Возможно, но не достаточно далёкий…

Популярні новини зараз

Північнокорейського генерала поранено внаслідок українського удару Storm Shadow по Курській області, - WSJ

Морози до -6, сніг, дощ та сильний вітер: мешканців Київщини попередили про небезпечну погоду

Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Источник: Project Syndicate