Если присмотреться, то одной из основных тем моих текстов на «Хвиле» является тема фрустрации. «Как фрустрация рождает терроризм», «Революция Фрустрации: размышления на двухлетие Майдана», «Дональд Трамп как зеркало украинской революции» и другие давно уже обращались к явлению фрустрации общества и его долгоиграющих последствий.

Как говорит всезнающая Википедия, фрустра́ция (лат. frustratio — «расстройство планов», «уничтожение замыслов», разг. «тильт») — психическое состояние, реализуемое в ситуации реальной или предполагаемой невозможности соблюдения тех или иных требований, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний значительной возможности. Такая ситуация может быть до некоторой степени травмирующей.

В общем, это такое из себя разочарование, которое подразумевает изначальное очарование. По большому счету, фрустрация — признак неплохого состояния вещей. Упрощенно говоря, фрустрация, это когда ваш ребёнок третий год подряд на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского занимает третье место. А если ваш ребёнок третий год не может научиться считать до трёх, а ему за тридцать, то это просто данность.

Фрустрация — когда у тебя и так достаточно, но хочется большего, а не получается. Это нормально, это человеческая натура. Как когда-то мне сказала одна женщина: «Я этого делать не буду, так как ты потом будешь этого хотеть постоянно.» Конечно, буду!

Казалось бы, мелочь. Ну, подумаешь там. Но если присмотреться к историческим фактам, но окажется совсем наоборот. Окажется, что если не все, то многие определяющие исторические события определялись фрустрацией если не всего общества, то его части.

В начале 20 века революционеры с вдохновлёнными лицами серьёзно выводили звонкими голосами: «Мрёт в наши дни с голодухи рабочий/Станем ли, братья, мы дольше молчать?» Это была ещё та брехня, ибо рабочий, а уж тем более квалифицированный, не то, чтобы мёр с голодухи, а вполне себе мог позволить. Но фрустрация, вызываемая косностью царского режима, застилала глаза и позволяла видеть то, что хотелось, а не то, что было.

Мы это наблюдаем и в наши дни. Люди то везде по природе своей одинаковы. Фрустрация из-за поведения правительств во время депрессии 2008 привела к движению «Occupy Wall Street», затем последовала Арабская весна, потом как чёрт из табакерки выскочил Дональд Трамп, не так давно прошла волна протестов, которую мы ассоциируем с движением «Black Lives Matter», год назад толпа сторонников конспирологии пыталась захватить Капитолий в Вашингтоне, а настоящие дни несколько тысяч дальнобойщиков устраивают протесты в Оттаве и других городах Канады.

Все эти, на первый взгляд совершенно разные явления, объединяет одно — фрустрация. Не то, чтобы эти люди жили плохо или угнетались, но им хочется большего и побыстрее. Тебе долго, по твоему мнению, не несут стейк в ресторане — и тебя уже начинает колбасить, правда? Тот факт, что ты можешь себе позволить откушать в дорогом ресторане тебя уже не подбадривает.

Если взглянуть на статистику и динамику развития общества, то как правило всё не так плохо. Да, такие, скажем, вещи как расизм или антисемитизм существуют, и это плохо, и с этим стоит бороться, но в целом и с ними становится лучше. Но для людей важнее как они себя чувствует, а не как оно там на графике намалёвано.

Я спросил одного такого протестующего в Оттаве, чего ему требуется? Это не про вакцины, это про свободу, чтобы Трюдо подал в отставку, - немного пафосно и сумбурно ответил он. Ладно, сказал я, а ты помнишь, что всего несколько месяцев назад у нас были парламентские выборы, где мы имели отличный шанс прокатить либералов. Я голосовал против Трюдо, а ты? Та, недовольно ответил он, я такой херней не занимаюсь, я на выборы не хожу.

То есть, даже если человеку предоставить возможность что-то изменить, он не обязательно ей воспользуется, Он будет ждать, когда в нём закипит фрустрация на полную мощность, и тогда он будет долго и сложно менять мир. Обычно к худшему.

Причём, идеи то у фрустрированных в основном стоящие. Но имеют тенденцию доводить их до абсурда. Отличная мысль передать некоторые функция, которые сейчас выполняет полиция, другим, более компетентным людям. Без всяких BLM оттавская полиция ввела штат психологов, которые выезжают, когда возникают проблемы нервных срывов и психических расстройств у граждан. Вместо бугаёв с дубинками и пистолетами. Но если вместо этого просто убрать полицию вообще — начнётся полный бардак. Хотя изначально идея была отличная.

Когда фрустрированные революционеры допели песню и взялись за дело, то после нескольких революций и гражданских войны, рабочие начали действительно помирать с голодухи. При этом никакой фрустрации не наблюдалось. Когда всё плохо, то человек не интересуется, чтобы было лучше, как ни странно, он будет боятся, чтобы не стало ещё хуже. И в этом парадокс общества.

Популярні новини зараз

"Картина набагато жахливіша": Директор ЦРУ зробив тривожну заяву щодо України

У Росії впав бомбардувальник Ту-22МЗ, який запускав ракети по Одещині

Виплати не прийдуть: ПФУ відповів, що робити пенсіонерам, які не пройшли ідентифікацію

Мобілізація транспортних засобів: у кого та які авто почнуть вилучати вже у травні

Показати ще

Наши канадские дальнобойщики кричат, что у нас тирания и коммунизм, потому что для пересечения американской границы требуются прививки. При этом безвозбранно катаются по стране, блокируют города, митингуют перед Парламентом, машут всевозможными флагами и ставят видосики в сети. И это хорошо. Главное, чтобы они сами в это не верили. Фрустрация — признак того, что всё не так уж плохо, помните?

Вон, в России до года так 2011 ещё наблюдалась фрустрация. Экономика на нефти росла, гайки свободы ещё не совсем позажимали, и народ предавался фрустрации. Хотелось большего. Потом Путин обнулился и всех заткнул. Фрустрацию сменила отрешенность, ибо фрустрация подразумевает саму возможность перемен, а тут ловить нечего.

Часто создаётся впечатление, что все эти события происходят из ничего, из-за сущих пустяков. Ну, появились хлебные очереди в зимой 1917 в Петрограда, ну, какого-то обдолбанного преступника мент задушил, ну, прививку тебе бесплатную хотят сделать, ну разве это такие большие проблемы?

Оказывается, что да! Ни реальное угнетение, ни реальное насилие, ни реальная несправедливость не приведут ко взрывной ситуация, как это сделает преувеличенная фрустрация. Конец Советского Союза, - чтобы вам ближе было, - начался не со сталинских репрессий и форточки вместо холодильника, отнюдь, а с появлением в домах телевизоров, стиральных машин, стерео систем и прочих бытовых удобств. Да и квартиры отдельные появились вместо коммунало-муравейников. И тогда народу захотелось большего. А у правительства большего не получалось. И началась фрустрация 1980-х. Которая привела распаду совка.

Вряд ли фрустрация приведёт распаду США или Канады, но вот Европейский Союз уже пал жертвой ея. Британия исключительно на эмоциях, вызванных фрустрацией, вышла из него. И не исключено, что её примеру последуют и другие.

Что интересно, в течении всей истории правительства и правители всегда не замечают или недооценивают фрустрацию в обществе. Понятно почему — она обычно из-за ничего, из-за мелочей и пустяков. Но сама фрустрация общества совсем не пустяк. И, как мы убедились, может вести к долгоиграющим серьёзным последствиям. Люди могут себе напридумывать всякой чуши, но сами люди то реальные, они способны на слова и действия. Даже если их мотивацией является какой-то невероятный бред.

Как раз сами политики, правительства и лидеры во многом способствуют фрустрации в обществе. Они рисуют розовые картинки, дают обещания и вселяют надежды. Которые, как правило, не сбываются. Ну, тупо денег нет на всё. Нигде никогда ни у кого нет достаточно денег. Сколько бы их ни было.

К тому же, в каждом обществе всегда имеются группы людей, обладающие большими правами и возможностями, чем другие. По разным причинам, но они всегда есть. И хотя другие группы тоже не бедствую, но такое де факто социальное неравенство тоже ведёт к фрустрации. Даже если более равные группы получают преференции за счёт их угнетения в прошлом. То, что для одних является справедливостью, для других обман.

Избавиться от фрустрации можно только правдой. Но тут такая проблема. Объясение реального состояние дел — это долго, сложно и нудно. Да, ты объяснишь положение и уберешь фрустрацию. А тебя никто никуда не изберёт. Потому что люди голосуют за надежду, которая неизбежно повлечёт за собой фрустрацию, а не горькую истину. А сладкой истины не бывает.

Круг замыкается. Мы все во всём всегда виноваты. И изменить ничего нельзя.

Фрустрация будет продолжать создавать террористов, продолжать вечный цикл украинских революций, американских бунтов и тому подобное. Только в Северной Корее всё по прежнему будет цвести и пахнуть.

Избавится от фрустрации в обществе, где никто не голодает и никого не бъют по голове за неправильные мысли, невозможно. Но возможно и даже необходимо её учитывать. Нельзя отмахиваться от каких-то на первый взгляд маргиналов. Именно они становятся катализаторов общественной фрустрации. Любой историк, антрополог, медик, социолог скажет вам,что мы живем в наилучшие времена человечества по всем показателям. Технологии позволяют любому из нас иметь голос. А, значит, фрустрация будет только расти.

Это необходимо осознать, потому что объективно жизнь становится лучше. Но каждый отдельно взятый человечек необъективен. У него свои червячки в черепушке, свои болячки в душе. Ему недостаточно того, что он имеет сейчас. Ему нужно больше и быстрее. Или у него появится фрустрация. Которую он как-нибудь где-нибудь да вывалит. Возможности у него такие всегда есть.

Хочешь мира — готовься к войне. Хочешь свободы и процветания — готовься к фрустрации. Современное государство должно быть не социальным, а социологическим и психологическим. Сейчас оказывается недостаточным просто делать практические рациональные вещи, как было раньше. Требуется постоянный общественный диалог, как противоположность конфронтации. На сегодняшний день происходит обратное. Происходит поляризация общества, в любой стране. Кроме Северной Кореи, конечно.