Слава богу закончились морозы, которые многих из нас напрягали на протяжении пары недель и можно обратить внимание проблему, которая обозначилась письмом на редакционную почту «Хвилі» от «Центрэнерго».
В этом письме госкомпания бодро отрапортовала, что, не щадя живота своего спасала Украину от нежданно свалившегося несчастья.
Как оказалось, дальше будет цитата первоисточника: «Через ймовірні прорахунки у плануванні Прогнозного балансу електроенергії Об’єднаної енергосистеми України на 2020 рік, впродовж листопада і грудня 2020 року теплоелектростанції ПАТ «Центренерго» працювали з максимальним навантаженням, витягуючи на собі енергосистему держави, доки значна частина інших теплових, а також атомних енергоблоків залишалися в простої через ремонтні роботи.
Тож, у зв’язку з суттєвим збільшенням обсягу виробництва електричної енергії на ТЕС ПАТ «Центренерго» за командами диспетчера Оператора системи передачі ПрАТ «НЕК Укренерго», що склало 129% у листопаді та 156% у грудні понад обсяг визначений Прогнозним балансом виробництва електричної енергії в Україні, компанія була змушена додатково витратити 128 тис. тонн та 233 тис. тонн вугілля відповідно. Така ситуація призвела до критичного зниження обсягу запасу вугілля на ТЕС ПАТ «Центренерго» з 336 тис. тонн станом на 01 листопада 2020 року до 40 тис. тонн на 11 січня 2021».
Проще говоря, к 11 января Украина оказалась перед угрозой остановки энергоблоков ТЭС в момент, когда электричество было крайне востребовано из-за низких температур. Поскольку с углем ситуацию благополучно проспали, то пришлось экстренно включить 6 блоков ТЭС, работающие на дорогом газе. В Кабмине даже ляпнули, что могут быть веерные отключения в духе 90-х годов, но слава Богу морозы закончились.
Но итоги этой ситуации стоит подвести. Цимес заключается в том, что государственная компания «Центрэнерго» находится под контролем менеджмента Коломойского. И это ни для кого ни секрет, что этот менеджмент, что находится в лесу в санатории уже давно напоминает кафкианский «Замок», до которого нельзя достучаться. У Бигуса на этот счет, по-моему, был даже репортаж.
Но тут возникает закономерный вопрос – а как такое могло случиться, если весь прошлый год шахтеры госшахт стучали касками под Банковой и жаловались на то, что их уголь некуда сбывать? Есть государственные шахты, которые могли добыть уголь и есть государственная энергокомпания, которая могла и должна была этот уголь впрок закупить. Однако, госкомпания похоже на справилась с задачей и не заготовила необходимое количество угла впрок. С планированием менеджмент Коломойского особо не дружит. А закупать уголь у Ахметова злостному «другу в западло». Очевидно, когда припекло с морозами, то менеджмент Центрэнерго все-таким побежал к Ахметову, о чем говорят эти скупые обтекаемые строки релиза: «Водночас, найбільший приватний постачальник вугільної продукції зупинив відвантаження вугілля на адресу ТЕС ПАТ «Центренерго», порушивши умови договору, попри отриману передоплату в розмірі 106 мільйонів гривень. Більше того, користуючись критичною ситуацією із запасами палива, 13 січня 2021 року постачальник надіслав на адресу «Центренерго» попередження про підняття ціни на вугілля з 1650 грн/т до 2100 грн/т».
Правда в ДТЭК эти упреки публично опровергают и утверждают, что не только отгружают уголь в полном объёме, но и превысили определённый договорном план-график на 100 тыс. тонн.
Здесь, очевидно, нужно задать вопросы, Фонду госимущества, который еще в мае прошлого года публично рапортовал, что решительно поменял менеджмент на «Центрэнерго». Только, как оказалось, все те «понятные», как выразился Игорь Валерьевич, люди на предприятии остались. И подготовку к зимнему сезону провалили.
За этой борьбой Коломойского и Ахметова в угольной генерации остался вопрос, почему руководство Энергоатома при попустительстве предыдущего и.о. Министра энергетики О.Буславец затянули ремонтные работы атомных блоков до зимы. Из 15 энергоблоков задействовано только 10. Ведь если бы АЭС заработали на полную мощность, то они легко бы закрывали все базовые потребности украинской экономики и частных потребителей. Тогда появилась бы возможность вывода из базового режима работы угольную генерацию, включая ее преимущественно на пиках потребления.
И вишенка на торте. Пока украинские АЭС простаивают, Украина с 4 января начала закупать электроэнергии с Белорусской АЭС. Причем, хотя сама АЭС была введена в строй только в конце 2020 года, в январе украинскими компаниями было импортировано 150 МВт-ч. В частности, закупки совершили компании ООО ДЭ Трейдинг (Донбассэнерго) и ООО Днипросталь-энерго (Интерпайп Виктора Пинчука).
По данным издания ExPro, в январе импорт из Беларуси также планируют компании ЭРУ Трейдинг и Энерджи Трейд Групп. Ограничения на импорт электроэнергии из России и Беларуси, введенные весной 2020 года были сняты в декабре.
Фактически вся эта ситуация является яркой демонстрацией того, что государство при Зеленском потеряло возможность вести сколь-нибудь осмысленную политику в сфере генерации электроэнергии и формировать баланс исходя из рационально обоснованной необходимости. По сути, этот баланс формируется стихийно, исходя из интересов олигархов над подконтрольным сектором генерации. Ситуация с катастрофическим падением запасов угля на Центрэнерго является отражением этого феномена. И будем молиться всем украинским богам, что до конца зима мы не увидим больших морозов, чтобы воочию не увидеть развал энергосистемы из-за разгильдяйства и безответности. Так молитвами и живем.
У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться
Шахрайство навколо пенсій: експерт викрив 3 нові схеми
В Україні спростили процедуру отримання та продовження відстрочки від мобілізації
Міноборони встановило нові правила проходження ВЛК: штраф сягає 25 тисяч
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.