Похоже, после случая с отравлением российского оппозиционера Алексея Навального, непрекращающиеся споры европейских политиков и экспертов относительно продолжения строительства газопровода “Северный поток – 2”, обрели новую почву для дискуссий. И хотя внешне эти факторы кажутся независимыми друг от друга, лидеры основных локомотивов европейской экономики всерьёз заговорили о применении санкций к строительству трубопровода, вплоть до запрета на его продолжение.
Ведь ни для кого не секрет, что несмотря на значительную экономическую привлекательность, означенный энергетический проект является сильным геополитическим рычагом российского влияния в регионе. При этом, следует признать, что и США имеют стойкие энергетические интересы на европейском континенте в контексте возможных поставок сжиженного сланцевого газа. Как ни банально, но и в этом вопросе Россия и Америка являются прямыми конкурентами. А если учесть, что сегодняшний миропорядок опирается на неравносторонний геополитический треугольник (Россия – Китай – США), информационная тень европейских дискуссий вокруг газовых вопросов может скрывать и другие энергетические амбиции условных субъектов глобального влияния. Такая конкуренция принимает форму борьбы за строительство и обслуживание атомных реакторов в Центральной и Восточной Европе.
В середине августа текущего года госсекретарь США Майк Помпео, совершая плановое авиатурне по станам Европы, первую посадку совершил в Праге – столице Чешской Республики. Одной из вероятных задач главы американского внешнеполитического ведомства было изучение вопроса по оценке влияния России и Китая, которое за последнее десятилетие имеет стойкую тенденцию к усилению в регионе вообще, и в Чехии, в частности, нередко за счёт ослабления сотрудничества с традиционными западными демократиями и прежде всего с США.
Чешское правительство парламентского меньшинства в целом приветствует развитие отношений с Соединёнными Штатами, но его сегодняшняя позиция выглядит неуверенно на фоне подготовки страны к выбору надёжного партнера для расширения ядерных мощностей – двух атомных электростанций. Одна из них (АЭС “Дукованы”) введена в эксплуатацию ещё в 1985 году, другая (АЭС “Темелин”) – уже в 2002-м, но обе построены по советским технологиям при плотном сотрудничестве с СССР/Россией.
Чешский премьер-министр Андрей Бабиш, известный как неоднозначный политик, обвиняемый в некоторых финансовых махинациях, предприниматель и миллиардер (по версии журнала “Forbes” состояние оценивается в 4,8 млрд. дол.), придерживающийся популистской – хотя и центристской – линии, уже прослыл приверженцем Белого дома, став громким критиком на европейских просторах китайской компании “Huawei”. Тогда, в конце 2018 году, многие проигнорировали призыв США относительно запрета сотрудничества с “Huawei”, однако Андрей Бабиш был одним из тех лидеров, кто заблокировал возможность работы китайской компании с критически важными коммуникационными сетями своей страны.
И основной целью визита Майка Помпео в Чешскую Республику стало убедить своего союзника Бабиша в том, что если Китай или Россия выиграют тендер на строительство нового 1,2-гигаваттного реактора на АЭС “Дукованы”, по ориентировочной стоимости более 7 миллиардов долларов, – это будет представлять такой же, а возможно и больший, риск как и сотрудничество компанией “Huawei”.
Однако правительство Андрея Бабиша постоянно сталкивается, и вынуждено считаться, с растущими внутренними и внешними тенденциями, подталкивающими страну к политико-экономическим взорам на Восток. Хотя членство в Европейском Союзе и НАТО является краеугольным камнем официальной внешней политики чешского правительства, политические и деловые связи с Россией остаются многочисленными. Бабиш отказался отстранить китайские и российские госкомпании от участия в торгах, но не подписал и предложенные ними соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергетики.
Атомная энергетика – одна из главных задач США в стремлении возобновить свою активность в Центральной и Восточной Европе, не в последнюю очередь в противовес традиционному доминированию в этом секторе Российской Федерации. И, тем не менее, результаты торгов относительно участия в реконструкции АЭС “Дукованы” буду являться сигналом, своеобразным индикатором демонстрации геополитической позиции Чешской Республики.
Неопределенность также усиливается по мере роста в стране волны популизма. Россия и Китай ухватились за растущее недоверие общества к политическим элитам, завоевав значительное влияние и спровоцировав внутриполитические споры в Чехии. При этом у Бабиша связаны руки, чтобы сохранить поддержку парламента он вынужден считаться с позицией президента Милоша Земана – давнего “российского друга”.
Перед лицом общественного недоверия к Востоку, особенно к Китаю, Бабиш немного укрепил свою позицию, продемонстрировав отношение к “Huawei” но проект по разработке мирного атома поставил чешского премьера в иное затруднительное положение. Определённо, Земан и его советники не хотят исключения Китая и Россия из тендера, а Бабишу нужны президентские сторонники, но он пребывает под сильным давлением США и других возможных участников торгов.
Вопрос реконструкции и расширения возможностей АЭС “Дукованы” и “Темелин” – находится в центре долгосрочной энергетической стратегии Чешской Республики. При этом правительство в течение многих лет пытается найти модель финансирования, приемлемую капризными акционерами энергетической группы “ČEZ”, которой поручено строительство, эксплуатация и обслуживание национальной инфраструктуры ядерной энергетики. Из-за финансовых разногласий в 2014 году уже были отменены планы строительства двух новых блоков на АЭС “Темелин”, где конкурентами выступали такие подрядчики как российское государственное ядерное агентство “Росатом” и американская инвестиционная компания “Westinghouse”. С тех пор их активы не выведены из Чехии, а терпеливо ожидают старта новых проектов в сфере разработки мирного атома. Сейчас же, в вопросах торгов по конструкции на АЭС “Дукованы” к ним планируют присоединиться участники из Китая, Франции и Южной Кореи. Для Пекина этот проект станет способом продемонстрировать европейским потребителям надежность недорогой ядерной технологии. А для России атомная энергия – стала редкой демонстрацией экспорта высоких технологий с добавленной стоимостью.
Таким образом, участники торгов имеют не только чистые коммерческие мотивы, а могут предложить более низкую, возможно даже временно убыточную цену. В этом контексте представительство “Росатома” заявило о “готовности предоставить лучшее предложение и создании здоровой рыночной конкуренции с максимальной локализацией партнерства с чешскими компаниями”.
На этом фоне возникают вполне обоснованные опасения, что подобное сотрудничество может превратить Чешскую Республику – члена Евросоюза и НАТО, в другую Венгрию, где в 2014 году Россия согласилась профинансировать и провести реконструкцию на единственной в стране АЭС “Пакш”. Тем временем правительство Будапешта сблизилось с Россией, поддерживая попытки усложнения сотрудничества с НАТО Украины и противодействуя действиям ЕС относительно давления на Пекин в вопросах соблюдения прав человека и безопасности.
Что ж, после визита Майка Помпео в Прагу лоббирование вопросов мирного атома со стороны основных мировых игроков вероятно усилится. Атомный контекст уже является регулярной темой для представителей тех стран, которые будут участвовать в торгах, в том числе послов Франции и США. Общественное мнение также играет ключевую роль. После посещения Чехии госсекретарём США американская компания “Westinghouse”, вероятно стремясь нарастить стратегию коммуникации, начала активный поиск новых высокопоставленных сотрудников по связям с общественностью.
Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш находится в геополитических тисках между Западам и Востоком. Инстинкты влекут его на Запад, не в последнюю очередь потому, что его агрохимическая империя “Agrofert” простирается по всему Евросоюзу. Но рефлексы выживания заставляют опасаться чешского президента Милоша Земана, поддержание власти которого может сохранить возможность избежать криминального преследования за предполагаемые финансовые махинации.
Путін залишив регіони РФ без захисту заради двох міст, - глава РНБО Коваленко
Зеленський зустрівся з головою ЦРУ Бернсом: війна закінчиться
Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
Ключ к выживанию в этом политическом квесте лежит во временной плоскости. Второй и последний срок полномочий Милоша Земана истекает в марте 2023 года. И если Андрей Бабиш сумеет отложить выбор подрядчика для реконструкции атомной отрасли до ухода президента, он сможет отказать России и Китаю.
Статья подготовлена с использованием открытых материалов таких электронных изданий, таких как: “Foreign Affairs”, “Stratfor. Global Intelligence”, “Foreign Policy”, “Center For Strategic & International Studies”, “Geopolitical Monitor” и другие.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.