Отвечает за поставку нового вооружения в войска Центральное ракетно-артиллерийское управление вооруженных сил Украины. Производит орудие Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова. Ранее сообщалось, что ЗТМ-1 будет в составе боевого модуля, который можно будет установить на бронетранспортеры БТР-70, БТР-80, МТ-ЛБ, БТР-3, БТР-4 и боевую машину пехоты БМПВ-64.

Можно, конечно, порадоваться за украинских оружейников. Освоить производство автоматических орудий для бронетехники — это несомненный успех, ведь ранее подобная продукция производилась в России. А для украинского ОПК это просто спасение, если учесть два фактора: во-первых, в последнее время Украина очень активно продвигает бронетехнику на внешнем рынке (стоит вспомнить последний «иракский» и «таиландский» контракты). А во-вторых, и для собственных нужд проводится активная модернизация советских БМП и БТР. Установка на них оружейных моделей с автоматической пушкой — одна из главных изюминок модернизации.

Но присмотримся к тактико-техническим характеристикам нового вооружения. Калибр — 30х165 мм, начальная скорость снаряда — 960 м/с (ОФЗ и ОТ), 970 м/с (БТ), 1120 м/с (БП), темп стрельбы — порядка 300 выстр/мин, напряжение питания электроспуска и контактора от источника постоянного тока — 27 В, питание двухленточное и т.д. Предназначена для подавления или поражения танкоопасной живой силы на дальностях до 1500 м, поражения слабобронированных целей на дальностях до 2000 м, а также для борьбы с вертолетами на дальностях до 4000 м

Все это до безумия что-то напоминает. Так и есть, ТТХ в точности совпадают со старой доброй автоматической пушкой 2А72советской разработки. Сконструирована она была в свое время в тульском КБ (сейчас ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» — КБП) и производится на Тульском машиностроительном заводе (Туламашзавод) в России.

Что интересно, поиски подноготной этого орудия в информационной базе украинского ОПК дают информацию: украинские производители, собственно, и не скрывают, что речь идет о копировании, правда, все же стесняются назвать вещи своими именами. Например, КП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова» в релизах для потенциальных покупателей предлагает модернизацию МТЛБ с целью обеспечения эффективной огневой мощи посредством установки модуля вооружения, включающего 30-мм пушку ЗТМ-1, 7,62-мм пулемет, 2 прицела, а также систему постановки дымовой или аэрозольной завесы.

При этом в графе «вооружение» информации производителя честно сказано: «30 мм автоматическая пушка ЗТМ-1 (аналог 2А72)». Хотя на вопрос, чем же отличается украинская ЗТМ-1 от советско-российской 2А72 танкостроители, как правило, честно отвечают «да ничем». То есть речь все же не о непонятном «аналоге», а о стопроцентной копии.

Заметим, что «аналоговая» эпопея началась вовсе не сегодня. Еще в 2005 году также решением министра обороны Украины танковые пулеметы НСВТ и ПКТ стали заменяться аналогичными украинскими — КТ-12,7 и КТ-7,62. Речь шла о замене оружия, которое «исчерпало граничные сроки и технический ресурс эксплуатации». То же касалось автоматической 30-мм пушки, коей оснащается бронетехника механизированных подразделений Сухопутных войск — боевые машины пехоты БМП-2. На смену советской пришла украинская.

Однако при первом же взгляде на внешний вид нового вооружения было также невозможно не заметить полного сходства с теми «исчерпывающими ресурс» образцами, которые подлежат замене. Так же и тактико-технические характеристики украинских пушек-пулеметов практически полностью соответствуют аналогичным советского производства. В каталогах завода-производителя так и было указано: пулемет КТ-7,62 — прототип ПКТ, КТ-12,7 — прототип НСВТ, автоматическая пушка ЗТМ-2 — прототип 2А42.

Тогда выпуск «нового» оружия наладил украинский Научно-технический комплекс «Завод точной механики», и тут же начал представлять его на различных выставках и конференциях по стрелковому оружию. И именно там им заинтересовались в 2004 году офицеры штаба Вооружения Минобороны, — очевидно, прежде всего потому, что перед ними было до боли знакомое оружие.

Ситуацию с копированием руководство предприятия объясняло следующим образом. Мол, сегодня производитель оружия — прежде всего бизнесмен и, как в любом бизнесе, вынужден ориентироваться на вкусы потенциальных клиентов. «С нашим конструкторским потенциалом мы вполне могли бы производить оружие собственной разработки. Но если рынку нужны именно эти пулеметы, то производим их» — сказал один из представителей НТК.

С одной стороны понятно, что образцы, проверенные не в ходе государственных испытаний, а в реальных боевых условиях и заслужившие популярность в десятках стран мира, не требуют дополнительной рекламы. В Украине существует немало оружейных КБ, которые никак не могут «толкнуть» пусть качественную, замечательную по характеристикам продукцию, но — свою, новую, а потому неизвестную.

А с другой стороны, зачем же скромничать и называть эти вооружения в пресс-релизах «новыми», а в каталогах для покупателей «аналогами»? Называйте вещи своими именами, ведь плагиат — он и в Африке плагиат.

Автор — ведущий эксперт Центра военно-политических исследований

Популярні новини зараз

У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться

Достатньо номера телефону: українців попередили про нову шахрайську схему з виплатами

Долари не обміняють: працюють жорсткі заборони купівлі та продажу валюти

Це не допоможе: Попенко розповів, як кинули українців на світлі та теплі

Показати ще