Меня недавно обвинили в написании пасквиля. Один из ответственных руководителей днепропетровского метростроя, достав копию моего прошлогоднего материала «Блеф и нищета метростроя», посвященного задержке строителям метро зарплаты, вслух зачитал некоторые, особенно «понравившиеся», ему моменты. По изложенным фактам претензий у оппонента не нашлось. Но собеседника почему-то глубоко задел абзац, в котором, как ему показалось, я «поперла против власти». Он возмущенно-удивленно спросил: «И о чем же вы думали, когда это писали?» Я ответила. Он не понял. Повторю еще раз? медленно: я думала о тех подчиненных ему простых работягах, которых ежедневно унижают отсутствием работы, отсутствием достойной зарплаты, отсутствием элементарного диалога. В начале ХХI века нельзя относиться к человеку труда как к бессловесному и бесправному рабу на плантациях римского сенатора в эпоху Империи.

В свое время высококвалифицированных специалистов для строительства метро искали по всему Советскому Союзу. Люди шли охотно. Работа — хоть опасная и ответственная, но менее вредная, чем, к примеру, работа шахтеров. Нет метана. До наших дней доработали немногие, поразбежались: стройка почти стоит, а зарплаты неадекватно маленькие.

О тяжелой жизни метростроевцев «Горожанин» писал неоднократно. В прошлом году ситуацию таки удалось изменить: обещанные правительством миллионы дошли до Днепропетровска, с долгами было покончено. Но на развитие этих миллионов, вопреки цветистой рекламе, не хватило. Тюбингов как не было, так в достаточном количестве и нет, а за весь 2011 год было пройдено всего 100 метров тоннеля. Не обзавелся метрострой и техникой. Люди работают под землей как в XIX веке, толкая вагонетки вручную. Единственный «найденный в закромах», покрытый мхом электровоз стоит как памятник на поверхности. Рабочие говорят, что опускать его в шахту бессмысленно, так как не готово путевое хозяйство и подземная электроподстанция, а денег на модернизацию нет.

Горожанам все эти тонкости знать, конечно, ни к чему. Всех так «накормили» рекламой о выделенных правительством бесконечных миллионах, что люди просто ждут открытия обещанных новых станций, а в нерасторопности обвиняют метростроевцев. Мол, «зажрались», денег хотите, а работать не хотите.

— Да, нам часто в последнее время приходится слышать такие «комплименты». Люди говорят: мол, получаете бешеные деньги, а сами на жизнь жалуетесь, лучше б строительством занялись, — говорит мне рабочий бригады проходчиков.

Да что люди, если родные жены упрекают своих мужей-метростроевцев в том, что они «зажиливают» зарплаты, домой носят копейки, а остальное, наверное, пропивают. Метростроевцы вначале не понимали, о каких «бешеных» деньгах идет речь, пока не включили телевизор. А там все местные каналы транслируют официальное сообщение из ОГА:

— Предложение областной власти было поддержано Минрегиона. Уровень заработной платы, рекомендуемой для составления смет на строительные работы метростроя, увеличен на 50% — с 2300 до 3400 гривен!

Что вы поняли из этой (вполне официальной) цитаты? Наверняка то же, что и проходчики — зарплаты повышены! Поэтому январскую зарплату они ждали с нетерпением. Но чуда не произошло. Зарплата согласно выполненным работам со всеми начислениями в январе составила все те же две с небольшим тысячи.

— Последний раз тариф нам повышали в апреле 2008 года, до кризиса и обвала гривны. Но с тех пор все цены выросли, и если раньше этой зарплаты хватало, то сейчас… — вздыхают проходчики.

С просьбой о помощи метростроевцы обратились к председателю обкома профсоюза ГМК Василию Шевченко. Обком, по словам Шевченко, начал комплексную проверку по сути обращения. А мы поехали поговорить с главой ПАО «Днепрометрострой» Валерием Каруцой.

Дело не в тарифе

— Обращение строителей некорректно. Действительно, областная власть проявила инициативу, обратилась в Минрегионстрой с тем, чтобы по блоку заработной платы изменить средний уровень с 2300 до 3400 гривен. Дело не в тарифе! Он как рассчитывался по факту выполненных работ, так и рассчитывается.

Популярні новини зараз

В Україні почало дешевшати пальне: нові ціни на бензин, дизель та автогаз

Українські чоловіки від 18 до 60 років зможуть отримати паспорти лише в Україні: Кабмін заборонив їх пересилання за кордон

Літні канікули у школах України пройдуть за новим графіком

Мобілізація транспортних засобів: у кого та які авто почнуть вилучати вже у травні

Показати ще

По словам Каруцы, в декабре было пройдено 18 метров тоннеля, следовательно, фонд оплаты труда за месяц составил 276 тысяч. Если бы столько же метров было пройдено в январе, то фонд оплаты труда с учетом новшества составил бы 405 тысяч.

— Но в январе было пройдено всего 7 метров, соответственно, фонд оплаты составил 313 тысяч, — говорит Каруца. — Другого источника заработной платы не существует, и речь шла лишь об общем фонде. А увеличили бы мы зарплаты — уменьшился бы приработок, ведь он заложен все в том же общем фонде.

— Быть может, вам стоило бы все это разъяснить проходчикам, а не только мне? – интересуюсь.

— Да я постоянно с ними общаюсь, объясняю ситуацию! Не знаю, в чем дело… — отвечает Валерий Каруца.

Услышав о том, что с ними «постоянно общаются», проходчики дружно, но невесело рассмеялись:

— Кто с нами общается? Каруца? Мы его никак не можем вызвать на откровенный разговор! Он нам только издалека обещает, что все будет хорошо, а прийти и честно поговорить не хочет.

Работы пока нет

Поговорить рабочим с начальством есть о чем, например о приработке. Увеличение фонда зарплаты — по сути, как выражаются сами метростроевцы, пока просто замыливание глаз.

— 2 метра сбойки равны 1 метру тоннеля. Сбойка тоже должна оплачиваться, с ее учетом мы прошли в январе не 7 метров, а 15! – уверены рабочие. — По объему то же самое получается!

Приработок за январь метростроевцы пока не получили. Обещают выплатить в феврале. Проходчики к таким заявлениям относятся уже с подозрением, полагая, что эти деньги им выплатят лишь как зарплату, но никак не надбавку за проходку. И аргументы у них есть.

— Не прошли необходимый метраж? А нам кто-то дал его пройти? Создается впечатление, что проходку тормозят умышленно, чтобы потом говорить, мол, «сколько наработали – столько и получили», — возмущаются проходчики. – Мы готовы работать, но в этом месяце смонтировали всего два кольца. Знаете, в чем причина? Последующая проходка своевременно не была согласована с проектировщиками! И тюбинги не завозят, хотя в прошлом году, вспомните, без денег, в долг, но завозили! Сейчас же нам просто не дают работы. Мало того, что приработка не будет, так мы в конечном итоге и на тариф даже не наскребем… Руководство-то со своими окладами останется, а мы, занимаясь всем, чем угодно, но не проходкой, и на зарплаты не насобираем. Нам очень обидно, что идет такая дезинформация о реальном положении дел…

ЕБРР и ЕИБ 25 апреля должны принять решение о выделении Днепропетровску кредита на достройку метро. Ориентировочно, по 152 миллиона евро каждый. Если решение будет положительным, деньги придут примерно к ноябрю. Плюс месяц-два на путь из казначейства до предприятия.

Сейчас государство предоставило нам аванс на 13,4 миллиона. Это, к слову, не какие-то новые дополнительные деньги, а остаток из недоосвоенных прошлогодних миллионов. По процедуре они должны были вернуться в госбюджет, но Вилкул попросил – деньги оставили метрострою. Зачем по этому поводу устраивать крик и ор в официальных СМИ на тему «нам выделили еще 14 миллионов!» — метростроители не понимают. Тем более что деньги небольшие — погасить кредиты, отдать долги за тюбинги «Днепротяжмашу» да и протянуть почти год до начала кредитования… Похоже, именно для экономии средств руководство притормаживает проходку и сокращает текущие затраты, лишая рабочих приработка.

Кстати, метростроевцы прекрасно все трудности понимают. Они не ждут манны небесной. Но не понимают другого: почему руководство всех уровней умалчивает реальное положение дел, почему в СМИ попадают только парадные рапорты «о достижениях», а рабочих выставляют дураками и жалобщиками. Найдется ли в области хоть один чиновник, который соберет работяг и честно скажет: «Да, денег нет. Мы их ищем, делаем то-то и то-то. Потерпите еще полгода, будут работа и зарплата».

Рабочие поймут. Они не меньшие, а может, и большие патриоты города, чем самые высокие начальники. Но нельзя держать человека труда за рабочий скот. Это хоть кто-то, обижающийся на мои публикации, понимает?

В тему

Когда материал уже был готов, мне позвонили встревоженные метростроевцы. Не далее как во вторник руководство «Днепрометростроя», собрав в кучу всех работяг, торжественно заявило: выделенные 14 миллионов закончились, денег на зарплату, соответственно, нет. А после – посоветовало рабочим… оформить кредит в банке в размере февральской зарплаты! Мол, когда получите зарплату, отдадите. Проценты пообещали возместить.

На вопрос рабочих, куда же были потрачены миллионы, если до сих пор даже не закуплены тюбинги и работа стоит, начальство не ответило. Метростроевцы, однако, рассказали «Горожанину», что помимо уплаты НДС и возмещения стоимости взятых в долг тюбингов около 8 миллионов из 14 были отданы субподрядным частным организациям, работающим на 11-м наклонном стволе станции «Центральная», в том числе и недавно привлеченной к работе частной фирме «Кривбассшахтопроходка».

Думается, что, делая такой дорогостоящий реверанс в сторону субподрядчиков, начальству не стоит забывать и об остальных метростроевцах, вынужденных вместо зарплаты получать кредит, дабы не умереть с голоду в ожидании светлого будущего.