Цена за баррель Brent crude, которая была ниже $100 в 2011 году, недавно поднялась до $125. Цены на бензин в США уже приблизились к $4 за галлон, разрушительному порогу для потребительской уверенности, и будут расти и дальше на протяжении летних месяцев, когда спрос сезонно велик.
Причина этого – страх. Ведь на самом деле поставки нефти избыточны, и спрос в США и ЕС снизился, отражая снижение использования автомобилей в последние несколько лет, и слабый или негативный рост ВВП в США и еврозоне. Проще говоря, увеличение беспокойства о военном конфликте между Израилем и Ираном создало «страх преимум».
Последние три глобальные рецессии (предыдущие по отношению к 2008 году) все были вызваны геополитическим шоком на Среднем Востоке, который приводил к резкому росту цен на нефть. Война Йом-Киппур в 1973 году между Израилем и арабскими странами привела к глобальной стагфляции (рецессии и инфляции) в 1974-75 годах. Иранская революция 1979 года привела к глобальной стагфляции 1980-82 годов. И иракское вторжение в Кувейт летом 1990 года привело к глобальной рецессии 1990-91 годов.
Даже последняя глобальная рецессия, хотя и запущенная финансовым кризисом, была усугублена ростом нефтяных цен в 2008 году. Когда цена за баррель достигла $145 в июле того года, импортирующие нефть развитые экономики и развивающиеся рынки одинаково столкнулись с переломным моментом рецессии.
Риск того, что израильские угрозы атаковать иранские ядерные объекты, что приведёт к прямому военному конфликту, пока ещё низок, но он растёт. Последний визит израильского премьер-министра Беньямина Натаньяху в США продемонстрировал, что израильское терпение гораздо меньше, чем американское. Текущая война миров усиливается, и скрытая война, которую Израиль и США ведут с Ираном (включая убийства учёных-атомщиков и использование вирусов для повреждения ядерных объектов).
Иран, прижатый к стене санкциями (особенно последними SWIFT и ограничениями центральных банков, и европейским решением прекратить импортировать иранскую нефть), может ответить усилением напряжения в заливе. При случае он может легко потопить несколько кораблей, чтобы блокировать Ормузский пролив или развернуть действия своих прокси-сетей в регионе, что включает проиранские шиитские силы в Ираке, Бахрейне, Кувейте и Саудовской аравии, «Хезболла» в Ливане и «Хамас» и «Исламский джихад» в секторе Газа.
Последние атаки на израильские посольства по всему миру являются демонстрацией иранской реакции в ответ на скрытую войну против него и усиление санкций, которые ухудшат экономическое положение Ирана. Также и недавняя эскалация столкновений между Израилем и базирующимися в Газе палестинскими военными может служить знаком, намекающим на возможное будущее развитие событий.
Следующие несколько недель могут принести снижение напряжения, поскольку США, Франция, Германия, Великобритания, Китай и Россия проведут новый раунд попыток отговорить Иран от создания ядерного оружия или способности его производить. Но если эти попытки провалятся, что вероятно, то летом (Израиль и США согласны в том, что лучше раньше, чем позже) для остановки Ирана будет использована сила.
Хотя Израиль и США всё ещё не согласны по некоторым пунктам (Израиль хочет ударить в этом году, а администрация Обамы не хочет начинать военных действий до выборов в ноябре), две стороны сходятся в целях и планах. Что наиболее важно, США чётко отрицают сдерживание (принятие ядерного Ирана и использование стратегии устрашения). Поэтому, если санкции и переговоры не сработают, США («страна, которая не блефует», согласно высказыванию Обамы) начнут военные действия против Ирана. США срочно перебрасывают атни-бункерные бомбы и дозаправщики в Израиль, пока две армии проводят совместные военные учения в случае, если атака станет необходимой и неизбежной.
Если барабаны войны зазвучат громче этим летом, цены на нефть вырастут таким образом, который скорее всего вызовет замедление американского и глобального роста, и даже полноценную рецессию, если возникнет военный конфликт и вызовет резкий скачок цен на нефть.
Более того, более широкая геополитическая напряжённость на Среднем Востоке не снижается, и может усилиться. В стороне от глубокой неопределённости относительно курса событий в Египте и Ливии, теперь Сирия на грани гражданской войны, и радикальные силы могут взять верх в Йемене, ставя под вопрос безопасность в Саудовской Аравии. Также есть обеспокоенность о росте политической напряжённости в Бахрейне и богатой нефтью восточной провинции Саудовской Аравии, и потенциально даже в Кувейте и Иордании, всех регионах, где шииты или другие неспокойные группы составляют значительную часть населения.
Теперь, когда США ушли из Ирака, растущая напряжённость между шиитами, суннитами и курдами никак не благоприятствует способности страны увеличить добычу нефти в ближайшем будущем. Есть ещё и продолжающийся израильско-палестинский конфликт, напряжённость между Израилем и Турцией, и горячие точки (в частности, Афганистан и Пакистан) по соседству.
Нефть уже сильно превышает отметку в $100 за баррель, не взирая на слабый экономический рост в развитых странах и во многих развивающихся рынках. Страх может поднять цены значительно выше, даже если военный конфликт не начнётся, и однозначно вызовет глобальную рецессию, если начнётся война.
Пенсіонери ризикують залишитися без прав: що загрожує водіям похилого віку
В Україні запровадять новий "податок": кого торкнуться зміни
Долари не обміняють: працюють жорсткі заборони купівлі та продажу валюти
Зачепить усіх при обміні 100 доларів: українців попередили про можливі проблеми
Источник: Project Syndicate