Стимулом проводящегося в настоящее время реформирования военно-воздушных сил стало многократное увеличение потока информационных данных. Например, во время Первой мировой войны с помощью телеграфных линий связи возможно было передавать до 30 слов в минуту, с внедрением приемопередающих радиостанций скорость приема (передачи) данных увеличилась в 2 раза. Применение же компьютеров в военном деле позволило перейти к электронному документообороту, что, в свою очередь, в тысячи раз увеличило объемы передаваемой информации.

Вместе с тем, как показывает практика, множество существующих систем связи и передачи данных уже не удовлетворяет требованиям ведения современных операций, потому что они дают возможность передавать информацию, как правило, только между средствами разведки, воздушными платформами и оперативными (разведывательными) центрами. Такой процесс известен как «вертикальная интеграция», и, несмотря ни на что, он остается очень важным при планировании и проведении операций ВВС.

материал по теме — «Сетецентрическая война и ВМС США» — см. здесь

Более того, в применяемых разведывательных комплексах часто возникали технические (несовместимость форматов данных) и оперативные (организационные) проблемы, не позволяющие осуществлять горизонтальную интеграцию всех разведывательных средств и комплексов, а также эффективный обмен и своевременное доведение разведданных до потребителей.

Например, до недавнего времени поступавшие в центры управления воздушными операциями (ЦУВО) не связанные между собой данные от различных источников коррелировались, обрабатывались, трансформировались в информацию о целях и только потом передавались на средства поражения. В этом случае мобильные цели очень часто уходили из зоны поражения быстрее, чем завершался процесс «обнаружения, определения местоположения, распознавания, контроля за перемещениями, поражения и оценки нанесенного ущерба»

Как отмечал в свое время начальник штаба ВВС генерал Д. Джампер, сложившаяся ситуация напоминает «войну племен», которая является самой главной проблемой в ЦУВО. В каждой сети разрабатывается и представляется своя картина боевого пространства, и никто, кроме пользователей этой сети, не может ее расшифровать и использовать. Существовавшие системы обладали разными стандартами предоставления, обмена информацией и протоколами. Пример тому — перегруженность современных ЦУВО как техникой, так и людьми. «Сегодня вы заходите в ЦУВО, и что же вы видите? Вы видите огромное количество операторов, сидящих за различными рабочими станциями и обрабатывающих для дежурной смены разнообразную информацию», — отмечал Д. Джампер на конференции по системам управления, разведки и наблюдения.

Для решения этой проблемы министерство ВВС поставило задачу сформировать единую архитектуру системы разведки и установить общие стандарты обмена разведывательной информацией. Главная же цель проводимых реорганизационных мероприятий — использовать «информационный взрыв» в целях повышения боевых возможностей. Сформулировать в двух словах основную цель трансформации ВВС в «информационную эру» можно как обеспечение всесторонней интеграции и объединение разнородных сетей.

В настоящее время министерство ВВС осуществляет ряд мероприятий, направленных на совершенствование процессов взаимодействия и распределения потоков данных между потребителями различных звеньев. При этом наиболее сложными считаются вопросы вертикальной и горизонтальной интеграции соответственно между средствами разведки и пунктами управления, а также между средствами разведки и носителями оружия. Для этого предлагается развернуть новую сеть, реализация возможностей которой потребует обмена информацией по принципу «машина — машина», то есть с минимальным участием оператора или совсем без него.

Межмашинный обмен данными в реальном масштабе времени, по мнению военного руководства США, позволит обрабатывать разнородные данные, получаемые от средств разведки, с последующим их трансформированием в конкретное представление (отображение) элементов «боевого пространства». Кроме того, он существенно повысит скорость обмена данными между звеньями «средство разведки — пункт управления — средство поражения», а также сократится время при организации каналов «средство разведки — средство поражения». Данный принцип станет основным при применении высокоточного оружия, а также для обеспечения информационного превосходства над противником.

Базой для проводимых в настоящее время в ВВС мероприятий является концепция С2 (Command and Control) Constellation, выполнение которой, по мнению американского командования, позволит сформировать единую структуру органов, сил и средств разведки, управления и поражения, отвечающую всем требованиям более широкой концепции «сетецентрическая война», предусматривающей ведение боевых действий объединенными силами ВС США в условиях формирования единого информационного пространства.

Подтверждением этого служит и высказывание сотрудника разведывательного центра ВВС генерал-майора Т. Крауфорда: «Основой всего того, что мы делаем для осуществления трансформации ВВС и достижения «сетецен-трических» возможностей, является развертывание перспективной системы управления, связи, разведки и наблюдения. С2 Constellation — это будущее ВВС и концептуальная база для понимания возможностей, которыми должны обладать наши формирования в перспективе».

Сама концепция С2 Constellation затрагивает несколько важных сфер, в том числе развертывание перспективной сети ConstellationNet и обеспечение точных данных о ситуационной осведомленности на поле боя.

Сеть ConstellationNet. Эта сеть должна обеспечить военно-воздушным силам возможность интеграции средств разведки, органов управления и средств поражения в единый авиационный компонент объединенных сил. Она станет маршрутизатором и интерфейсом для входа в глобальную информационно-управляющую сеть (ГИУС), будет доступна для пользователей других видов ВС, позволит проводить операции на основе эффектов и добиться точной ситуационной осведомленности на поле боя.

Популярні новини зараз

Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території

Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз

АЗС знизили ціни на бензин та дизель на початку тижня: автогаз продовжив дорожчати

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

По мнению командования американских ВВС, возможности формируемой ConstellationNet обеспечат построение «сетецентрической» архитектуры и доступ к ГИУС. Эта сеть позволит осуществить «горизонтальную» интеграцию средств управления, связи, разведки и наблюдения посредством межмашинных интерфейсов, а также обмен информацией, устанавливая единые каналы передачи, обеспечивая использование стандартных аппаратных и программных средств и открытой архитектуры построения так, что последующие индустриальные и инновационные достижения можно будет легко интегрировать в уже имеющуюся архитектуру.

В рамках решения поставленных задач руководство ВВС планировало закончить объединение средств разведки, поражения и пунктов управления в одноранговые сети, организовать обмен данными посредством использования формата XML и осуществить тегирование информации, а также сократить время процессов целеуказания, поражения, оценки нанесенного ущерба и др.

В среднесрочной перспективе МО США рассчитывает сформировать уже единую сеть: «средства разведки — пункты управления — средства поражения», обеспечить IP-адресацию для всех участников боевых действий, средств разведки и поражения, своевременное предоставление командирам точных данных и знаний о ситуации на поле боя (ситуационной осведомленности), сократить время процесса поражения цели до нескольких минут, а также обеспечить полностью межмашинный обмен информацией в процессе подготовки и осуществления целеуказания.

Для этого в ВВС осуществляется поставка перспективных средств радиосвязи JTRS и терминалов спутниковой связи FAB-T, развертывается новая система спутниковой связи TSAT с IP-адресацией и др. Например, новые ИСЗ смогут обеспечить передачу видеоизображения, получаемого от БЛА, потребителю в течение нескольких секунд, в то время как на передачу изображения такого же объема через ИСЗ «Милстар-2» сейчас требуется больше 2 мин. (прим. Система спутниковой связи будет представлять собой космический сегмент ГИУС с пятью КА на геосинхронных орбитах. Эти аппараты смогут обеспечивать лазерную и радиосвязь с другими КА, воздушными, наземными и морскими платформами. Пентагон рассчитывает удовлетворить растущие потребности ВС США по объемам передаваемой информации, выросшие со 100 Мбит/с во время войны в зоне Персидского залива до 3,2Гбит/с в Ираке. Первые запуски запланированы на 2013-2015 годы).

В долгосрочной перспективе (к 2020 году) вся информация (голосовая информация, данные, фото- и видеоизображения и др.), необходимая ВВС, будет передаваться через сеть ConstellationNet. По мнению американских военных специалистов, такой подход позволит не только осуществить «горизонтальную» интеграцию средств управления, связи, разведки и наблюдения, обеспечить межмашинную обработку информации, но и повысить эффективность ее распределения, а также создать необходимые условия для обеспечения информационной безопасности и более эффективного применения высокоточных средств поражения.

Ситуационная осведомленность — возможность предоставления командирам всех звеньев управления точных и своевременных данных об обстановке на поле боя, его характеристиках, погодных и климатических условиях, характере и особенностях местности, а также о противнике и своих войсках. Например, генерал Д. Джампер сформулировал понятие «ситуационная осведомленность» следующим образом: «Получить точные данные о ситуационной осведомленности — значит увидеть место преступления до его совершения».

Одним из основных мероприятий, проводимых в настоящее время военным руководством и направленных на обеспечение всесторонней «вертикальной» и «горизонтальной» интеграции средств разведки и различных разведывательных ресурсов, является развертывание автоматизированной системы сбора, обработки и распределения разведывательной информации DCGS (Distributed Common Ground System). Она призвана интегрировать в единую систему комплексы и средства разведки национального уровня и объединенных сил в интересах повышения эффективности разведывательного обеспечения объединенных оперативных формирований (ООФ) и ОС в целом.

Применение унифицированных программных приложений новой системы должно позволить обмениваться изображениями и текстовой информацией в реальном масштабе времени, «…в то время как раньше у командиров для получения полной картины «ситуационной осведомленности» был только один путь — «компьютерная сеть с неавтоматическим переносом файлов (на дискетах)…», — отмечал Р. Шафер, один из руководителей проекта.

Заказчиком разработки автоматизированной системы DCGS выступило разведывательное управление военно-воздушных сил DARO (Defense Airborne Reconnaissance Office), а главной задачей являлась интеграция:

— существующих и перспективных станций приема и обработки данных видовой разведки в единую структуру CIGSS (Common Imagery Ground/Surface System architecture);

— аналогичных станций приема и обработки данных радио- и радиотехнической разведки в единую структуру JASA (Joint Airborne SIGINT Architecture);

-структур CIGSS и JASA в единую систему сбора, обработки и распределения разведывательных данных DCGS (Distributed Common Ground System).

Эти мероприятия осуществляются с целью принятия на вооружение унифицированных средств сбора, обработки и анализа, которые должны заменить семейство разрозненных комплексов.

Мероприятия по развертыванию экспериментальной системы сбора, обработки и распределения информации DCGS-AF для ВВС начались в июне 2005 года с размещения 64 рабочих станций (DCGS Blockl0.2) на АвБ ВВС Ланглей. Пробные испытания прошли успешно и не выявили серьезных ошибок в работе программного обеспечения.

По словам президента фирмы «Рейтеон интеллидженс энд информэйшн си-стемз» (Raytheon intelligence and Information Systems) M. Кибау, «…после испытаний на авиабазе система должна была пройти государственную приемку, а первый комплект аппаратуры DCGS Blockl 0.2 планировалось поставить на боевое дежурство в декабре того же года». Он также отметил, что «…их фирма уже поставила в ВВС, СВ, ВМС и МП специальное программное обеспечение (каждый комплект состоит из восьми компакт-дисков) интегрированного комплекса обработки информации DCGS integration backbone».

За счет развертывания новой автоматизированной системы сбора, обработки и распределения информации DCGS-AF командование ВВС рассчитывает увеличить возможности:

— по отображению видовой, картографической, текстовой и другой информации;

— по выполнению функциональных задач: обработка данных видовой, радио-и радиотехнической и специальной технической разведки; распределение информации; управление средствами добывания; осуществление целеуказания и целераспределения;

— по формированию распределенных баз данных: фото- и видеоизображения; карты; данные контроля за перемещением объектов и целей и др.;

— при решении других задач: обеспечение безопасности; управление потоками информации; специальный инструментарий поиска информации; контроль за очередностью выполнения запросов; поддержка WEB-порталов и т. д.

По мнению командования ВВС, полностью развернутая автоматизированная система DCGS-AF должна будет обеспечить тесное взаимодействие всех органов управления объединенных сил на театре, а также с аналогичными структурами национального уровня и других видов ВС.

Новые возможности. В качестве одного из наглядных примеров, объясняющих причины проводимых командованием ВВС мероприятий, можно привести следующий. Чтобы осуществить точное местоопределение цели средствами радио- и радиотехнической разведки, в настоящее время требуется одновременное задействование нескольких самолетов только по одной цели. В принципе возможно применение и одного средства разведки, но в этом случае время определения ее местоположения значительно возрастает. Объясняется это тем, что точность определения координат зависит от базы пеленгования, то есть, чтобы провести точную пеленгацию цели одним самолетом, ему необходимо преодолеть довольно большое расстояние, что крайне критично для пеленгации мобильных целей. В этом случае процесс пеленгации цели занимает десятки минут, да и точность местоопределения далеко не всегда позволяет применять высокоточные средства поражения.

При применении связанных между собой разнородных средств разведки (для таких целей может использоваться и аппаратура передачи данных, устанавливаемая по программе Smart Tanker) процесс определения местоположения цели занимает от нескольких секунд, и при этом обеспечивается требуемая точность определения координат.

В другом случае оператор рабочей станции системы DCGS-AF сможет получать данные о перемещении потенциальной цели от модуля наземной станции воздушной системы радиолокационной разведки наземных целей и управления нанесением ударов JSTARS (при этом все ее перемещения отображаются на дисплее), затем в диалоговом окне запросить дополнительные сведения от БЛА (одним нажатием манипулятора (мышь, джойстик). И если он подтверждает цель, то в таком случае немедленно передается исполнительная команда средству огневого поражения. Это радикально сокращает время обнаружения, распознавания цели и передачи данных целеуказания на средства поражения, что особенно критично при борьбе с мобильными целями.

Такой порядок действия, по предложению бывшего начальника штаба ВВС генерала Дж. Джампера, получил наименование «подтвердить (кликнуть на) цель». То есть при наведении оператором курсора на какой-либо объект ему должна быть предоставлена точная информация о нем (что это за цель, где она находится, когда ее необходимо поразить и т. п.).

По мнению американских военных специалистов, осуществление мероприятий, предусмотренных перспективной «сетецентрической» концепцией ведения боевых действий в условиях формирования единого информационно-коммуникационного пространства, должно освободить участников боевых действий от необходимости думать об обеспечении взаимодействия и обработки информации. Они должны получить свободный доступ к уже обработанной информации, а не к огромному количеству разнообразных данных. В совокупности же с развертыванием перспективной сети ВВС ConstellationNet министерство обороны США рассчитывает не только обрести новые возможности ведения боевых действий в условиях формирования единого информационного пространства, но и перейти к ведению операций на основе эффектов, обеспечивающих достижение стратегического превосходства или «эффекта» над противником. Данный процесс переключает фокус с принципа простого уничтожения целей на управление поведением противника и вынужде-ние его принимать решения, заведомо для него катастрофические.

«ЗВО»