За набирающими оборотами кандидатскими баталиями короткой, но яростной избирательной кампании, незамеченным остался один интересный факт. Довольно много очень влиятельных в регионах политиков, которые, кстати, последний год вели активную работу в округе, внезапно приняли решение не принимать участия в выборах.
Взять, к примеру, первые по счету мажоритарные округа в списке ЦВК – №11 и №12 – город Винница. Экс-губернатор, действующий народный депутат Александр Домбровский публично отказался от участия в парламентских выборах 2019, хотя выигрывал на 11 округе по мажоритарке в 2012 и в 2014 году. Алексей Порошенко не баллотируется по 12 округу (выиграл в 2014 году), при том, что при поддержке муниципальной власти и первый и второй уверенно выигрывали округа.
Сомнительно, что данный шаг можно объяснить исключительно нежеланием участвовать в том формате политической жизни, который диктует нынешний порядок дня. Адаптировались и не к таким условиям. Можно вспомнить еще ряд известных фамилий, Мустафа Найем, Ольга Червакова и т. д. которые отказались от участия в выборах.
Скорее, можно попытаться увидеть в данном подчёркнутом самоустранении некое пока ещё неявное намерение. А именно – ожидание проведения конституционной реформы и ликвидации местных государственных администраций с передачей их полномочий исполкомам местных советов. Что обретёт свое логическое завершение после местных выборов в следующем году.
Учитывая то, что одновременно запущен процесс финансовой децентрализации, успех на выборах в областные и городские советы может стать более весомым для установления контроля над административно-территориальными единицами, чем выборы в парламент. Возможно, эту тенденцию уловили некоторые, особо чувствительные к грядущей смене приоритетов в украинской политике, депутаты, переориентирующиеся на региональный уровень.
В случае, если местные выборы пройдут по открытым региональным спискам, то процесс перехода региональных элит на качественно новую ступень можно признать состоявшимся. Поверьте, победившие кандидаты № 1–5 на базовой для некой политической партии территории, равно как и кандидат-победитель № 1 от оппозиционной силы, с высокой долей вероятности будут принадлежать к одной и той же, или близким группам влияния.
Какой толк пробиваться, тратя миллионы долларов на выборы в округе, в Верховную Раду, если ключевые рычаги влияния на развитие территорий будут переданы на места? Тот же ресурс в виде земли, местные бюджеты и независимое от любой политической турбулентности и смены элит в центральной власти руководство регионом.
Существует конечно, страшилка «регионального феодализма», или даже «сепаратизма». И об этом, конечно, скажут все сторонники консервации нынешней ситуации. Однако, во-первых, появление равносильных центру региональных политических игроков, станет, как ни парадоксально, шагом вперёд в развитии политической системы и гражданского общества в Украине. Поскольку «сильной вертикали» по плечу оказалось лишь функция беспрекословного выполнения распоряжений «центра», касающихся реализации коррупционных схем. Кто не верит – пусть забьёт в поиск Google «янтарная мафия». Когда же перед местными чиновниками встали реальные задачи убедить избирателей поддержать на президентских выборах своего кандидата с высоким антирейтингом, карточная пирамида власти посыпалась без малейшего намёка на возможное противодействие со стороны общества. Поэтому, «региональный феодализм», как ни странно, будет прогрессом в сравнении с полностью сгнившей внутри «вертикалью».
Во-вторых, «сепаратизм» отсекается простым аргументом, что уверенно чувствующие себя в кругу «равных среди равных» региональные элиты, умножатся на ноль, если попытаются перетянуть на себя и политические полномочия. Пример Донецка и бегства из него «донецких» тому подтверждение.
Но вернёмся к нашим политикам. Закрепившись на региональном уровне и получив возможность не озираться в каждом конкретном случае на Киев, местные элиты обретут то, чего им не хватало много лет – субъектность. Именно к ним будут бегать руководители государства и лидеры партий, а не наоборот. Смены общенациональных команд, каким бы путём они не совершались – на выборах или вследствие очередного Майдана – мало повлияют на ситуацию на местах.
Взаимное отчуждение столичной политической тусовки от региональных центров влияния видно уже на примере нынешних парламентских выборов. В проходной части рейтинговых списков партий нет комплексного ядра каких-либо «днепропетровских», «винницких» или других кланов.
Пётр Порошенко, например, вообще никого из винницкой команды в первую полусотню не включил. Хотя Винницкая область когда-то считалась для него базовой.
Не сомневайтесь, региональные элиты ответят Киеву тем же через год, когда активно будут раскручивать собственные местечковые политические проекты, оставив без должного реагирования призывы партийных вождей поддержать их кандидатов. И уж, конечно, не пуская в свою среду столичных гастролёров.
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
Соответственно, резко вырастет цена победы на выборах в городские и областные советы, так как в этой конкурентной среде будет сформировано ядро группы, которая получит в своё распоряжение ресурсы на данной территории на следующие пять лет. Да, мы понимаем, что, хотя слово «федерализация» и не прозвучало, оно явно будет подразумеваться.
И всё-таки, это будет движение вперёд, поскольку усложняет систему. А сложные системы всегда более устойчивы, чем простые.
Автор — Директор Центра общественно-политического мониторинга «Вектор»
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook