Итак, начинается четвертый год “Затяжного падения”, самый жестокий, но отнюдь не самый решающий. Не будет ни взрывного роста кредитования в Китае, ни реальной помощи от Индии, не оправившейся после лопнувшего пузыря, ни подмоги от Бразилии, которая едва сводит концы с концами. Нас ждет глобальный спад по всем фронтам, придет конец тому жалкому восстановлению, которое так и не смогло вернуть объем производства в развитых странах на долемановские уровни. Украина в этом году также почувствует по-настоящему холодное дыхание смертельно больного евро.
Вторая волна питается безработицей среди молодежи на уровне 45% в Греции и 49% в Испании; гнетущими показателями доли рабочей силы среди взрослого населения США – всего 64%. Мы еще услышим о проделках Красной бригады в Италии (террористическая организация Италии), Революционной секты в Греции, и группах боевиков в Америке, а также узнаем, сможет ли демократия дать им достойный демократический отпор. В Венгрии зреют профашистские настроения. Китай потерпит неудачу в попытке организовать мягкую посадку. Ситуация выйдет из-под контроля, как это было у ФРС с ужесточением в 1929 году и 2007 году, или у Японии в 1990-е. Как только в строительном секторе начнутся безумства, медведи возьмут власть в свои руки. Всем известно, что новогодние прогнозы делают для того, чтобы выделиться. Воспользуюсь и я этим шансом. Итак, Китай девальвирует юань в 2012 году. Он продолжит активно экспортировать во внешний мир свободные производственные мощности, до тех пор, пока охваченный дефляцией Запад не взбунтуется и не наплюет на принципы глобализации. Усилится отток капитала. Мысль о том, что Китай может кого-то спасти, покажется абсурдной. Укрепление иены уже привело к дефляции и новой рецессии в Японии. По данным токийского рейтингового агентства, R&I, понизившего в прошлом месяце рейтинг Японии долг достиг одного квадриллиона иен. Это 12.8 трлн. долларов, или Италия и Испания вместе взятые и умноженные на четыре.
В Японии целое кладбище иностранных комментаторов, которые слишком рано списали Японию со счетов. Сбудутся ли страшные пророчества в этом году, когда налоговые сборы не покрывают и половины расходов, а гос. долг достиг отметки 237% от ВВП, число работников неуклонно падает, а государственный пенсионный фонд продает гос. облигации? Возможно. По мнению R&I, проблемы Европы сделали гос. долг очень популярной темой и предметом для тщательного изучения. Америка будет казаться устойчивой в этом плане еще несколько месяцев, но не более. Соглашение о налоге на трудовой доход помогло избежать фискального шока, но не решило проблему. Денежная масса (М3) перестала расти. Политики на Капитолийском холме будут изо всех сил вставлять палки в колеса Бену Бернанке, чтобы не допустить нового раунда количественного ослабления, до тех пор, пока Чайная партия не увидит угрозу дефляции. В августе шестимесячная инфляция РСЕ составляла 2.9%, в сентябре – 2.4%, в Октябре – 1.6%, а в ноябре 1.2%. И это еще не предел. Может быть, первый выбросит белый флаг Уолл-стрит. И все же, сбудутся ли мрачные прогнозы на 2012 год, зависит от степени прочности нервов у политиков. Поглотители шоковых последствий истончились, но не потеряли свою функциональность. У Центробанков есть возможность предотвратить повторение событий 1930-х, даже с нулевыми ставками. Для этого нужно внедрить монетарный стимул, который заключается в покупке активов небанковского сектора и стремлении к номинальному ВВП на уровне 5%. Увы, политики по всему миру готовы признать поражение и сложить оружие, зато фаталисты праздную победу.
Вторая часть нашей зимы Кондратьева наступает в страшный час для Европы, в час необратимого раскола между Севером и Югом. Европейский центральный банк внес в это свою лепту, позволив денежной массе М3 сократиться. Фискальное ужесточение на фоне раскручивания нисходящей спирали, лишь осложнит дело. Банки сократят объем выдаваемых кредитов примерно на 1 трлн. евро, чтобы выполнить новые требования к поддержанию капитала, чем усилят кредитный кризис. В общем, все политики установлены на глубокую рецессию. Ее мы и получим. Монетарный союз слишком ослаблен, чтобы противостоять этим ударам. В феврале Марио Драги, глава ЕЦБ, снизит процентную ставку до 0.5%, чтобы сохранить темп пассивного ужесточения. Непродуманные покупки итальянских и испанских облигаций скорее навредят, чем принесут пользу. Сократив число существующих держателей облигаций до минимумов, ЕЦБ спровоцирует медленный уход инвесторов с рынка. Драги знает об этом, но у него связаны руки.
Бундесбанк будет спонсировать партизанскую войну против печатания денег через издания Die Welt и Handelsblatt, и парализует управляющий совет ЕЦБ. Он прекратит свою подрывную деятельность только когда Ангела Меркель скажет Дженсу Уидманну, что уже хватит. К тому времени будет слишком поздно. Экономический спад подпортит бюджеты Италии, Испании, Португалии и Франции. Финансовая консолидация сама по себе уже будет выглядеть как сизифов труд. Лидерам Средиземноморских стран не удастся убедить общественность в необходимости таких средневековых варварских экономических стратегий. Раскол в политике углубится, образуются ультраправые и ультралевые партии. Во Франции дочь националиста Жан-Мари Ле Пен победит Саркози на выборах, в стране начнется террор и переход к старому франку. Чтобы сохранить Проект, потребуется удвоить силы для подавления недовольства, при этом комиссары ЕС окажутся изгоями в административных кругах Греции и Италии. Своими разрушительными политиками Европа не только не сможет сохранить свои кредитные рейтинги, но и спровоцирует серию понижений. Франция лишится рейтинга ААА, Австрия тоже, особенно, если ситуация в Хорватии, Венгрии и Украине будет ухудшаться. Инвесторы обратят внимание на долг домохозяйств в Голландии, который превышает 270% располагаемого дохода.
Число стран с рейтингом ААА будет быстро сокращаться, поэтому Германии придется финансировать EFSF до тех пор, пока сумма условных обязательств не достигнет угрожающих размеров. Это заставит Европу сконцентрироваться. Франция объединится с другими странами и разыграет “латинскую” карту, чтобы нанести удар по Берлину и силой вынудить его изменить политику. Жертвы Португалии в угоду Тройке окажутся столь же бесполезными, как и потуги Греции. Когда Лиссабон договорится о второй программе помощи, Греция уже пройдет через массовые беспорядки и государственный переворот; в Италии Сильвио Берлуцкони попытается вернуть себе власть, раздувая ненависть к Тедечи. Бундестаг будет безуспешно пытаться призвать всех к порядку. Германия больше не сможет поддерживать валютный союз. Ей придется либо пожертвовать своими принципами и принять долговой союз и внутреннюю инфляцию для спасения валюты, которую она никогда не хотела и никогда не любила; или признать фискальный суверинитет стран, позволив Проекту просто умереть. Расчетливый железный Канцлер без лишнего шума выгонит еврофила Вольфганга Шойбле и позволит Проекту умереть, при этом делая вид, что спасает его изо всех сил. Вот такие вот догадки.
Источник: The Telegraph
Перевод: Глобалист