В 2017 году Государственный совет КНР опубликовал «План развития искусственного интеллекта следующего поколения», в котором были изложены основные пункты стратегии Китая стать мировым лидером в данной сфере, с индустрией AI оцениваемой почти в $150 млрд. И первый шаг этого плана направлен на то, чтобы к 2020 году догнать США в области разработки технологий и приложений, где используется искусственный интеллект.
Многие, наверное, помнят, как в самом начале 2000-х, следуя похожей стратегии, Китай начал строить высокоскоростную железнодорожную сеть, которая, по словам правительства, должна была стимулировать технологическое развитие и улучшить транспортную систему всей страны. Как известно, сейчас эта сеть железных дорог является одной из самых передовых в мире. Есть веские основания полагать, что теперь Китай примерно таким же образом хочет воплотить в жизнь свое видение глобального превосходства, основываясь на новых возможностях, открывающихся благодаря искусственному интеллекту.
Давно наблюдая за развитием данной индустрии, могу сказать, что качественно новый этап в ее истории наступил где-то на рубеже 2013-2014 гг., когда объем мировых инвестиций в стартапы, связанные с AI, стал стремительно набирать темпы роста. Очевидно, что именно в этом десятилетии искусственный интеллект перестал быть просто технологией, застрявшей в университетских лабораториях или секретных правительственных научно-исследовательских центрах. Теперь AI — это сфера экономической деятельности, которая (а) финансируется бизнесом, (b) используется в действующем бизнесе и (с) продаётся и покупается как «бизнес». И в этом состоит ключевое отличие текущего момента от всего того, что происходило с AI ранее (подробнее см. тут: Искусственный интеллект как бизнес: первые шаги в большой экономике).
Пока еще слишком рано говорить о том, кто окончательно и наверняка выиграет гонку за лидерство в сфере искусственного интеллекта, но, в то же время, нельзя не замечать, какие из стран идут впереди и быстрее всех остальных, а какие явно сошли с дистанции. Например, Китай уже сейчас доминирует в вопросах финансирования AI. Так, в 2017 году 48% мирового объема инвестиций в капитал AI-ориентированных стартапов поступило из Китая. Для сравнения, аналогичные инвестиции из США составили 38%, и лишь 13-14% приходится на все остальные страны, вместе взятые. При этом, в 2016 году, доля инвестиций Китая в сферу AI составляла только 11.3% от общемирового объема. Оцените, какой значительный скачок был сделан китайцами всего за один год!
Амбициозный стратегический план Китая разбит на три части. Во-первых, развиваясь в рамках данной стратегии, к 2020 году Китай должен постоянно поддерживать возможность идти в ногу с другими лидерами данной отрасли, как по вопросам разработки технологий искусственного интеллекта, так и в целом, по всем направлениям его применением. Вторая часть заключается в том, чтобы к 2025 году сделать крупные прорывы в индустрии AI, что должно привести к третьей части — установлению Китая в статусе мирового лидера в области искусственного интеллекта к 2030 году.
По данным South China Morning Post, ключевые вехи в реализации стратегического плана Китая по достижению мирового лидерства в сфере AI, могут быть представлены так:
Этап 1: «Конкурентоспособность в сфере AI» — 2020 год.
Основной фокус: интеллект больших данных, автономные интеллектуальные системы, «кросс-медиум» интеллект, роевой интеллект, гибридный расширенный интеллект, основополагающие теории в сфере AI.
Этап 2: «Прорывы» — 2025 год.
Искусственный интеллект будет широко применяться в медицине, городской инфраструктуре, производстве, сельском хозяйстве, в построении систем национальной обороны, в сфере применения законов и правил, а также для оценки безопасности и возможности осуществления функций контроля.
Этап 3: «Мировое лидерство» — 2030 год.
Главный фокус будет направлен на организацию механизмов социального управления, включая деятельность органов власти, построение систем национальной обороны и выстраивание глобальных производственно-сбытовых цепочек
Правительство Китая уже полным ходом реализует основные задачи, связанные с претворением в жизнь своего грандиозного плана, не только создавая регулятивные предпосылки, но и непосредственно инвестируя немалые средства в развитие технологий, связанных с AI.
Йде антициклон: синоптик Діденко попередила про морози та сильний вітер
Українців хочуть позбавити виплат по інвалідністі: що готує Кабмін
У Києві - гострий дефіцит водіїв маршруток: готові дати житло та бронь від армії
Водіям нагадали важливе правило: коли включати "поворотники" у місті та на трасі
Публичные отчеты показывают, что министерство науки и техники Китая только за шесть месяцев 2018 года профинансировало по меньшей мере восемь исследовательских проектов, связанных с искусственным интеллектом, на сумму 2,73 млрд юаней ($430 млн) из бюджета центрального правительства. Такие проекты охватывают довольно широкий спектр направлений — от больших данных и высокопроизводительных вычислений до более продвинутых технологий, таких как «человеческие органы на чипах», — сообщает South China Morning Post.
Частный сектор китайской экономики также демонстрирует впечатляющие результаты в области развития и финансирования стартапов, связанных с AI. Можно сказать, что претензии на лидерство Китая в данной сфере уже сейчас заметны невооруженным глазом.
Весьма показательно, что 5 из 10 крупнейших мировых стартапов в сфере AI представлены китайскими компаниями; остальные 5 — компаниями из США. Основные направления компаний из топ-10: компьютерное зрение, кибербезопасность, AI-чипы, финансы, здравоохранение и обработка языка.
Исследования и инвестиции в искусственный интеллект, развернувшиеся по обе стороны Тихого океана, привели к трансграничному сотрудничеству, создав индустрию, относительно которой мы уже, де-факто, живем в биполярном мире. Это в полной мере относится как к поиску талантов, так и движению капитала. Так, в декабре 2017 года Google объявил, что откроет в Пекине исследовательский центр, сфокусированный на темы, связанные с искусственным интеллектом, отчасти для того, чтобы использовать таким образом местных талантливых специалистов в области AI. Месяцем ранее базирующаяся в Сан-Диего компания Qualcomm объявила о стратегических инвестициях в китайскую компанию SenseTime, специализирующуюся на программном обеспечении для распознавания лиц. А в январе 2019 года компания Microsoft анонсировала, что в апреле откроет свою крупнейшую лабораторию искусственного интеллекта и Интернета вещей в Шанхайском парке высоких технологий Чжанцзян. Новая лаборатория станет первым подобным центром компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ее третьим глобальным центром исследований и разработок, сосредоточенным на инновациях и индустриализации AI и IoT.
Китайские технологические гиганты, в том числе Tencent и Baidu, уже имеют свои исследовательские лаборатории искусственного интеллекта в США. Так, Didi Chuxing, китайский лидер в области технологий “райд-хэйлинга” и имеющая лабораторию в Кремниевой долине, в январе 2018 года официально запустила свою исследовательскую инициативу «AI Labs», в которой работает команда из более чем 200 ученых и инженеров в сфере искусственного интеллекта. А в октябре 2018 года Baidu стала первой технологической компанией китайской высшей лиги, которая вступила в консорциум по безопасности разработок, связанных с искусственным интеллектом «Partnership on AI», основанный американскими технологическими гигантами, такими как Facebook, Amazon, Alphabet/Google, IBM и Microsoft (подробнее о партнерстве читайте тут: Тайный сговор инсайдеров — почему Facebook, Amazon, Alphabet/Google, IBM и Microsoft объединяются для разработки искусственного интеллекта).
По оценкам PricewaterhouseCoopers, развертывание индустрии искусственного интеллекта к 2030 году добавит к мировому ВВП $15,7 трлн. При этом, бенефициарами почти 70% глобальной выгоды станут всего две страны: США и Китай. Однако, согласно прогнозам PwC, наибольший экономический эффект от этого получит именно Китай, прирост ВВП которого к 2030 году благодаря влиянию искусственного интеллекта составит $7 трлн (26% ВВП), что почти вдвое больше $3,7 трлн (14.5% ВВП), которые, как ожидается, достанутся Северной Америке (США плюс Канада).
Львиная доля китайских компаний, специализирующихся на искусственном интеллекте, сконцентрирована в трех основных локациях: Пекин, Шанхай и Гуандун. Сейчас многие из них пока еще мало известны на Западе, но ситуация может кардинально измениться в самой ближайшей перспективе благодаря китайским интернет-гигантам, которые уже стали крупными игроками в разных секторах мировой экономики.
Baidu, Alibaba и Tencent (BAT) — это три крупнейшие китайские технологические компании, которые сегодня активно развивают технологии, связанные с искусственным интеллектом.
По данным MIT Technology Review, компании группы BAT уже инвестировали в 53% из 190 крупнейших AI-компаний в Китае (на инфографике отображено число компаний, финансируемых каждой из ВАТ).
Каждая из компаний группы ВАТ имеет определенное направление специализации, где она достигла доминирующего положения на рынке. Например, Alibaba специализируется в сфере электронной коммерции, Tencent — на соцсетях, Baidu — в области интернет-поиска. При грубом сравнении с американскими интернет-гигантами, можно сказать, что Alibaba — это китайский аналог Amazon, Tencent — Facebook, а Baidu — Google (подробнее см. тут: Китайские интернет гиганты стремительно догоняют своих американских конкурентов).
При этом, в индустрии искусственного интеллекта компании ВАТ пересекаются по множеству направлений, среди которых такие как транспортные перевозки, бытовая техника, образование, беспилотные технологии, большие данные, рынок развлечений и т.д. (см. инфографику выше).
По мнению MIT Technology Review, пока китайские компании в большей степени сфокусированы на инвестициях в стартапы, ориентированные на создание приложений или какие-то иные прикладные решения, чем на проведении фундаментальных исследований в сфере искусственного интеллекта. Но не следует забывать, что сейчас мы наблюдаем реализацию лишь первого этапа этого масштабного стратегического плана.
По данным Tsinghua, сейчас на долю Китая приходится около 8,9% от общемирового количества специалистов в сфере искусственного интеллекта, в то время как на США — до 13,9% мировых талантов в области AI. Однако, ситуация может качественно измениться уже в течение ближайших пяти — семи лет.
Во время своего выступления в январе 2019 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе американский миллиардер и филантроп Джордж Сорос высказал немало опасений в отношении того, как технологии искусственного интеллекта постепенно превращают Китай в «смертельную угрозу», которая способна поколебать основы демократического общества.
Сорос приводит в качестве примера «систему социального рейтинга» (Social Credit System), которую Китай планирует развернуть по всей стране в 2020-е годы.
«Система социального рейтинга еще не полностью функционирует, но уже ясно, к чему все идет», — сказал Сорос, имея в виду растущую систему Китая по предоставлению или отказу в услугах, основанную на соблюдении людьми установленных социальных стандартов. «Она будет подчинять судьбу личности интересам однопартийного государства беспрецедентными в истории способами».
«Я считаю систему социального рейтинга пугающей и отвратительной», — сказал он. «К сожалению, некоторые китайцы находят ее довольно привлекательной, поскольку она открывает доступ к информации и услугам, которые пока недоступны, а также может защитить законопослушных граждан от врагов государства», — цитирует Сороса BuzzFeed.
Идея о том, что искусственный интеллект представляет определенную опасность, не нова. Однако, в данном случае, речь идет не о технологии вообще, а о том, в чьих руках она окажется, и в ходе своего выступления в Давосе Джордж Сорос сделал ряд серьезных предостережений на этот счет: «Китай не единственный авторитарный режим в мире, но он, вне всяких сомнений, самый богатый, самый сильный и самый развитый в области машинного обучения и искусственного интеллекта. Это делает Си Цзиньпина наиболее опасным противником тех, кто верит в концепцию открытого общества. Но Си здесь не одинок. Авторитарные режимы сейчас распространяются по всему миру, и если они в этом преуспеют, они станут тоталитарными».
Несколько лет назад я опубликовал серию своих статей под общим названием «Проблема по имени China», которая вышла на “Хвиле”, где самым подробным образом описываю суть нарастающего конфликта интересов между Китаем и Западом (и в первую очередь — между Китаем и США), а также основные средства, к которым могут прибегнуть противоборствующие стороны (заключительную статью данной серии см. тут: Китай и проблемы гегемонии: полураспад архитектуры действующего миропорядка).
Некоторые из прогнозов, сделанных в 2012 году, когда готовились эти статьи, уже сбылись. Отдельные векторы описанных мною трендов, как например, «торговая война» между Китаем и США, которая с приходом администрации Трампа обрела свое практическое наполнение, развиваются прямо сейчас. И ход дальнейших событий, происходящих сегодня в мире, говорит о том, что круг проблем и градус конфликта интересов будут только нарастать.
Формулируя выводы к трилогии «Проблема по имени China», я тогда написал: «Если ничего не произойдет, то, как считают многие эксперты, есть все основания полагать, что к 2020-2030 гг. Китай догонит США уже и в военной сфере. И тогда все услышат заветные слова «шах и мат», только не все их поймут, потому что звучать они будут на китайском…»
И вот теперь, по прошествии нескольких лет, могу лишь добавить, что если Китаю удастся в полной мере реализовать свой «План развития искусственного интеллекта следующего поколения», исход этой шахматной партии будет практически предрешен.
Понравился материал? Благодарность автору можно выразить на Карту Приватбанка: 5168 7556 2066 1971
Подписывайтесь на Facebook и Telegram канал автора, подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook