Праздники и предвыборная истерия вынесли тему Северного потока 2 (СП2) из основной повестки. Да и рассказывать многочисленным экспертам уже нечего. Предвещать неизбежный крах кремлевского плана – неловко, могут не успеть забыть. Убеждать, что Украина сама виновата – опасно, не все распрощались с логикой. А уж обвинять Германию вовсе — страшно до икоты, без видимых на то причин. При этом все чувствуют, что затишье в данном вопросе – временное, и нечто грядет. Что именно?
Стержневой миф официальной пропаганды в данном вопросе таков: СП2 станет орудием власти Кремля над Европой. Удобная концепция, ее нет смысла оспаривать, лучше развить. Если власть возникнет вместе с переносом в СП2 украинского транзита – значит украинский транзит – источник власти. И ныне эта власть над Европой принадлежит Киеву? Это удивительный, но факт. ГТС (далее – «труба») проходит по украинской земле. Украинская власть обеспечивает ее работоспособность и безопасность. А может и не обеспечивать, по стечению обстоятельств, халатности, корыстному мотиву, подвергнув народы Европы действию холода, а европейских политиков – народного гнева. Власть – это ж произвольное, отсроченное насилие, говорит наука.
Тут возникает тезис, звучащий кощунственно и неправомерно. Труба как источник власти? Все знают, записано в Конституции, что единственным источником власти в Украине является народ (Статья 5). Не сказано, правда, какой именно народ. Кроме того, последние новшества относительно движения в Европу дополняют Конституцию положениями, которые трудно отнести к правовым нормам, скорее к намерениям, устремлениям, национальной мечте. Это, безусловно, прекрасно, хотя и придает некий фантазийный привкус остальным положениям документа. Открывает простор для спекуляций.
Еще одна предпосылка – глобальное упрощение и примитивизация описания политических процессов. Кто-то называет это популизмом, кто-то дебилизацией. Опять же – не видим в этом ничего ужасного. Зачем делать сложным, то, что проще простого. Политика должна быть понятна народу, разве не так? Спрос на простые ментальные модели, хоть как-то позволяющие ориентироваться в информационном хаосе, есть всегда.
Источник власти всегда структурирует общество, в котором располагается, выделяя из него часть наиболее приближенную (политикум), воздействует на процессы в нем происходящие. Чтобы исследовать ситуацию влияния Трубы на украинские политические процессы и структуру политикума, ее формируемую, используем модель, упрощенную до предела.
Как работает любая труба? С одной стороны в нее что – то вливается, через некоторое время с другой — выливается. В случае нашей Трубы и специфики ее содержимого – с одной стороны закачивается, с другой — выкачивается, в промежутке между ними – перекачивается. Вот и наметилась структура сил, действующих на территории прохождения Трубы, т.е. в Украине: 1. Те кто закачивают (ТЗК). 2. Те кто выкачивают (ТКВ). 3. Те кто перекачивают (ТКП).
Без труда, хотя и с оговорками, по географическим критериям, можно спроецировать эту структуру на привычное восприятие украинского политикума. 1. «Пророссийские» — обслуживающие интересы поставщиков добытого в РФ топлива, подлежащего транспортировке посредством ГТС. 2. «Проевропейские» — представляющее интересы тех самых потребителей, встречающих газ на другом конце и его распределяющие. 3. Их пока назовем просто «местные», которые непосредственно обслуживают Трубу.
Когда эта структура была озвучена автором впервые, сразу же появились правки. Было предложено дополнить ее 4-м элементом. 4. Те кто раскачивают (ТКР). Это вызвано не только украинскими реалиями, но и стандартными подходами к построению систем – в них всегда есть источник неопределенности. Кроме того, в таком случае сама Труба становится – 5-м элементом, центральным и даже метафизическим. А это не только соответствует модели, но влечет за собой приятные культурологические ассоциации (речь о фильме «Пятый элемент» Люка Бессона, с актрисой украинского происхождения в главной роли).
Географическая идентификация происхождения 4-й силы не так проста, как кажется. Просто ткнуть пальцем за океан, вспомнив разборки США и ЕС, в которые ввязывается Украина, будет недостаточно. Когда есть инструмент для повышения договороспособности или банального шантажа, каковым Труба несомненно является, им может воспользоваться кто угодно. По ситуации.
Для еще большего упрощения, представим полученную структуру графически. Вот он, политический ландшафт Украины. Вид сверху.
Мы видим единую политическую систему, сформированную вокруг центрального источника власти, состоящую из 4-х базовых институциональных элементов. Система эта до последнего времени находится в довольно стабильном состоянии, несмотря на все происходящие в стране катаклизмы. Именно между этими элементами идет распределение формальных государственных должностей, депутатских мандатов, финансовых потоков. Политические партии? Партии в украинском варианте – быстроизнашивающиеся проекты, Изменение этой системы может иметь последствия более значительный для всей страны, чем все выборы вместе взятые.
Есть и перетекание человеческого содержания между различными элементами, перемещение внутри них. Каждый из элементов представляет собой неформальную иерархию, этакую пирамидку. И опытный читатель без труда сможет определить или предположить, кто на данный момент находится на вершине каждой из них. Белое поле по краю рисунка. «молоко» – это маргинальные политические силы (уже или еще), в настоящее время не имеющие доступа к государственной власти.
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада
СтратКом ЗСУ підтвердив перше у світі застосування міжконтинентальної ракети проти України
Українцям оприлюднили тариф на газ з 1 грудня: скільки коштуватиме один кубометр
Такова была диспозиция фактически с момента обретения государственной независимости и раздела имущества СССР. Таковой он остается до момента запуска СП2. Что произойдет в этот момент? Украинская Труба окончательно перейдет из основного, когда-то монопольного средства доставки топлива из РФ в ЕС, в разряд резервных инструментов.
Поменяется статус украинского государства и его позиционирование в континентальной политике. Из ключевого игрока, гаранта энергетической безопасности Европы, оно перемещается на скамейку запасных. Поменяется отношение к украинским властителям на Западе – нет более причин прислушиваться к ним, уважать их странные мнения, следить за их настроениями. А также закрывать глаза на всяческие проделки и в упор не видеть происхождение их капиталов. Примерно то же самое можно сказать и о Москве.
Никто не будет отключать транзит через Украину полностью и пилить Трубу на металлолом. Это все кремлевские утки для слабонервных. Дальнейшая судьба Трубы определяется не экономическими и не политическими соображениями, а простыми требованиями эксплуатационной надежности. И СП1 и СП2 и прочим периодически, будет требоваться профилактика и ремонт, на эти периоды нужна подстраховка. Не говоря уже про резерв на случай «черных лебедей».
Соответственно, «поток власти», который генерирует Труба, значительно уменьшится. Раза в четыре, если ориентироваться на арифметическое уменьшение транзита. На порядок, если учитывать системный эффект от изменения транзитного статуса. Причем в очень короткий период.
Изобразим, как выглядит катастрофа. Мы видим, что пустота в Трубе влечет за собой опустошение политикума. Причем самое неприятное тут – короткий временной интервал, интенсивный переходной процесс. Чем-то это напоминает падение метеорита, от которого, как утверждает наука, повыздыхали динозавры. Еще мгновение назад все было просто и ясно. И вот.
Сокращение ресурсной базы ведет к сокращению популяции и обострению борьбы за выживание. Так принято у всех земных биологических видов, к которым представители украинского политикума безусловно относятся. Несмотря на стремительно возрастающий уровень духовности и святости.
Политическая структура хаотизируется, в ней активизируются целый ряд процессов.
Во- первых, полезное. Борьба внутри каждой из иерархий. Это и так постоянный процесс, но в данном случае «пирамидки» начинают сыпаться очень интенсивно. Их участникам придется грести очень энергично, чтобы не оказаться под завалами. Или успеть отбежать подальше. Старикам тут придется туго.
Во- вторых, опасное. Борьба между иерархиями за доминирование. Существовавшая стабильная система распалась, договоренности аннулированы, система сдержек и противовесов не работает, у каждой группы неизбежно появляется намерение захватить полный контроль над остатками ресурса, а значит – уничтожить всех остальных конкурентов. По этому вопросу должен сработать внесистемный аппарат «антикоррупционной системы», успокаивая особо буйных и просто лишних.
В-третьих, оптимистичное. Разрушается ограждение, тот барьер, который отделял обладающих государственной властью, от тех, кто ее был лишен или еще не смог получить. В некогда священное пространство смогут направиться массы претендентов на власть, до этого толпившиеся у заколоченных социальных лифтов. Этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения. Некоторые кандидаты начавшейся кампании явная подготовка к этой ситуации прозорливых политических инвесторов.
В – четвертых, обыденное. Специфика украинской экономики такова, что право собственности в ней работает только тогда, когда подкреплено (или прикрыто) государственными должностями. И чем больше объем собственности, тем больше административного ресурса требуется. Кому — то достаточно должности в районной прокуратуре, а кому- то и целой парламентской фракции мало. Это просто очередной передел собственности.
В – пятых, важное. Пустота создается не только в политикуме, но и в том его месте, где находится Труба. Проблема в том, что у т.н. «развитых» государств, в этом месте находится национальная идея, некий объединяющий принцип, разного уровня масштабности и метафизичности, который удерживает в одних границах часто весьма отличающиеся территории и массы людей. Поиски национальной идеи ведутся в Украине давно, постоянно и безрезультатно – потому что место занято — Трубой. Было занято.
Для того, чтобы хаос не вырвался из под контроля, и в результате переходного процесса система не пошла в разнос, именно этот пятый пункт должен быть урегулирован прежде всего. Трубе должна быть найдена замена до того, как она утратит свой объединяющий потенциал. И замена, похоже, найдена.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook