Этим, как думают на Западе, можно все же вынудить Тегеран остановить или приостановить реализацию военного компонента ядерной программы.
В Иране, несомненно, обратили внимание на только что завершившийся форум в Риме, на повестке дня которого был вопрос нефтяных санкций против Ирана, причем таким образом, чтобы это минимально задело мировую экономику. В столице Италии совещались представители США, стран Западной Европы, ряда других промышленно развитых государств, а также двух лидирующих нефтедобывающих стран – Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Почти одновременно в столице Саудовской Аравии состоялась встреча глав арабских нефтедобывающих стран бассейна Персидского залива, где одним из дискутируемых вопросов, наряду с сирийским, была проблема взаимоотношений с ИРИ. На встрече в Риме договорились усилить давление на Иран, чтобы заставить его возобновить переговоры по ядерной программе. В число принимаемых мер может войти эмбарго ЕС на закупки иранской нефти. Это решение имеет перспективу быть утвержденным на встрече министров иностранных дел ЕС в январе будущего года. В Иране такой ход событий вызывает вполне предсказуемую реакцию.
Глава иранского МИДа Али-Акбар Салехи уже публично высказался о том, что нужно быть готовым к самому худшему сценарию развития событий, если речь зайдет о действительных шагах ЕС по введению антииранского нефтяного эмбарго. К этому, по словам Салехи, себя нужно готовить уже сегодня. Давая интервью официальному правительственному агентству печати ИРНА 17 декабря, Салехи поначалу заявил, что его страну ни в коей мере не беспокоит перспектива введения новых санкционных шагов. Мы ко всему готовы, сказал он, у нас намечены пути выхода из любой неблагонадежной ситуации. Однако глава МИДа не стал расшифровывать компоненты иранской «дорожной карты». Вместе с тем, в продолжение своего интервью Салехи признал, что прежние санкции уже оказали негативное воздействие на иранскую экономику. Это же признает иранская пресса, в частности, газета «Джахане эктесад». Информагентство «Мехр» в начале декабря признало наличие специального «теневого» бюджета, о котором знают все члены кабинета. Его цель – смягчить удар, которому может подвергнуться экономика, если страны Европы откажутся покупать иранскую нефть.
В последние дни обеспокоенность новыми санкциями прорывается в высказываниях иранских политиков. На заседании Собрания исламского Совета (парламента) 16 декабря было решено провести в один из ближайших дней официальное, но закрытое обсуждение экономической ситуации в стране, сделав упор на выявившиеся последствия санкционного давления. Недавно стало известно, что правительство Махмуда Ахмадинежада уже сверстало дополнительный бюджет, который будет реализовываться в случае, если против Ирана будут введены санкции в нефтяной сфере и поступления от продажи нефти будут уменьшены. Понятно, что для иранской экономики, во многом завязанной на экспорте энергоносителей, такое обстоятельство чревато самыми серьезными последствиями. Но и в этой предгрозовой ситуации официальная иранская пропаганда продолжает утверждать, что санкции ни в коей степени не затрагивают жизнедеятельность государства. Однако постепенно – цитируем тегеранскую газету «Шарк» — «вчерашние отрицания превращаются в сегодняшнюю реальность».
Разумеется, угроза нефтяного эмбарго со стороны ЕС всерьез беспокоит иранское руководство. Видимо, совсем не случайно на прошлой неделе совершил поездку в Саудовскую Аравию министр информации (разведки и контрразведки) Ирана Хейдар Мослехи. Там он провел переговоры с наследным принцем Наефом. Понятно, что инициатором визита был Тегеран, которому в нынешнее время настоятельно необходимо урегулировать отношения с Эр-Риядом, особенно в свете октябрьских событий, когда США обвинили Иран в заговоре с целью убить саудовского посла в Вашингтоне. Но, как нам кажется, не это было главной целью вояжа. Видимо, иранцам нужно было убедиться в твердости намерений саудитов, что те не будут стремиться занять иранский сегмент нефтяного рынка в случае введения новых санкций против ИРИ. Ранее именно об этом шла речь на переговорах министров нефти двух стран – лидеров мировой нефтедобычи. Иран получил от Эр-Рияда заверения, однако можно ли им верить?
{advert=4}
На такой вопрос трудно ответить положительно. Иранцам следует признать, что отношения с нефтедобывающими странами Залива серьезно осложнились в последние месяцы, в частности из-за вмешательства Ирана во внутренние дела Бахрейна, а затем – попыток ИРИ совершить теракт в отношение посла Саудовской Аравии в Вашингтоне. Новая причина разногласий – вопрос нефтяных поставок в случае, если начнут действовать санкции стран ЕС против Ирана и его нефть там перестанут покупать. Как писали западные СМИ, США и страны Западной Европы уже запаслись согласием главных нефтедобывающих стран – Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ – увеличить квоты нефтедобычи и обеспечить поставку нефти в эти страны. В частности, по данным The Wall Street Journal, к этому списку стран могут присоединиться Ливия, Ирак, Гана и Ангола. На Западе полагают, что к кругу стран, отказывающихся покупать иранскую нефть, могут присоединиться и другие страны.
По всей вероятности, иранцы более склонны полагаться на собственные силы. Этим объясняется то, что некоторые иранские политики в последние недели угрожали, что в случае нефтяных санкций со стороны Запада, Иран пойдет на жесткие меры. В частности, он может перекрыть Ормузский пролив. В этом случае, было заявлено на обсуждении в иранском парламенте этого вопроса, пролив будет перекрыт настолько жестко, что через него «не просочится ни барреля нефти». Член парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике Хоссейн Нагави пригрозил в этой связи тем, что у Ирана имеются все возможности закупорить нефтяные артерии в европейском направлении. «Европейцы об этом знают, — добавил Нагави, — они знают и то, что мы доминируем над проливом, и если разразится нефтяная война, мы закроем вентиль». В случае же, если арабские страны бассейна Персидского залива, попытаются обеспечить другой путь транспортировки своей нефти, Иран готов нанести бомбовые удары по странам Залива. 19 декабря пресс-секретарь МИДа ИРИ Рамин Мехманпараст выступил с жестким предупреждением: если появятся угрозы существованию Ирана, вопрос закрытия Ормузского пролива будет реально решен.
Кроме новых санкций, Иран беспокоит и опасность новых диверсий в области компьютерного обеспечения его ядерной программы. Недавно иранское правительство выделило более одного миллиарда долларов на реализацию разных проектов, связанных с ведением киберопераций. Речь идет даже о создании специальной киберармии для проведения подрывных операций и хакерских атак, отвечающих иранским интересам в основном – в свете реализации иранской ядерной программы. Важно, что финансирование таких акций выделяется в то время, когда страна сталкивается с серьезными экономическими трудностями, существенно осложняющими решение многих социальных задач. 18 декабря израильская The Jerusalem Post написала о том, что недавно телеканалы транслировали одну из передач, в которой речь шла о некоем секретном совещании дипломатов Ирана и Венесуэлы. Там обсуждались вопросы кибератак на американские объекты. По сообщению The Jerusalem Post, такие же атаки иранцы хотели бы реализовать и на израильском направлении. По всей видимости, это – запоздалая реакция Ирана на проведенные несколько месяцев назад кибератаки на компьютерные базы иранских атомных объектов, куда были внедрены специальные вирусы, причинившие им значительные ущерб и отодвинувшие решение тех или иных задач иранской ядерной программы. Готовящиеся иранцами кибератаки уже расценены в мире как серьезная угроза для мировой компьютерной безопасности. Об этом в частности, уже заявило руководство мирового компьютерного гиганта – компании Google. Таким образом, ситуация вокруг иранской ядерной программы приобретает новые негативные краски.
Источник: Институт Ближнего Востока