В пятницу 7 сентября на ФБ страничке Вселенского патриархата появилось сообщение о назначении Экзархов в Киеве. Политики и часть священников завели песню под названием «ТОМОС_НАШ». Он-то наш, но процесс приобретает очень забавные формы. С другой стороны, его логику я описывал ещё в мае в тексте «Три преграды на пути к автокефалии«.

Похоже, что Варфоломей взялся за основную проблему, которая мешает быстрой подготовке и оглашению Томоса — это сами украинские православные церкви. Об этом в 11-и минутном видео (с демонстрацией документов, автографов)

Для того, чтобы понять суть, ответим себе на вопрос «кто такой экзарх?». Экзарх — глава отдельного церковного округа. Ранее только того округа, который включал в себя центр политической жизни той или иной провинции. Сегодня есть ещё одно значение — полномочный представитель предстоятеля церкви на той или иной территории (если пока нет округа).

Соответственно экзархат — отдельная административно-церковная единица за пределами митрополии (заграничная по отношению к материнской церкви), созданная для удовлетворения потребностей верующих в «особых» условиях. Особыми могут быть как благоприятные условия, так и нет.

Вернёмся к 3-м проблемам на пути Томоса.

Проблема 1 — отношение других церквей. Она, скорее всего, решена. РПЦ отчаянно сопротивляется и грозит расколом православия. Но это свидетельствует о том, что Москва уже не имеет большинства.

Проблема 2 — Варфоломей и Эрдоган. Вселенский патриархат в Турции, согласно местным законам не является вселенским. Варфоломей всего лишь епископ церкви греческого  меньшинства. Поэтому любые масштабные действия предстоятели Константинопольской церкви могли совершать с согласия светских властей. Процесс идёт, турецкие исламисты последний год наоборот обратились к решению проблем Вселенского патриархата на территории своей страны. Значит Томос Украине укладывается в политическую игру Эрдогана.

Остаётся проблема № 3 — Украинские православные церкви, которые просили автокефалии. Проблема в том, что Томос — письмо адресное. Оно адресуется конкретной церкви и её руководителю, который имеет имя, регалии, историю избрания. У нас не одна, а, как минимум, 2 церкви, у нас 2 церковные структуры и у нас 2 руководителя. Это представьте себе, что на территории Киева есть 2 КДМА, 2 КиевРады. Они принимают решения в отношении всего города, но при этом не признают друг друга.

«Обвини ближнего своего» или тернистый путь объединения

Теоретически украинские православные имели кучу времени для того, чтобы провести объединительный собор. Более того, ещё до «великого письма Президента»  и «судьбоносного решения Рады» Вселенский патриархат пытался решить данную проблему и объединить церкви ради будущего создания поместной. Вначале его епископы заставили сесть за один стол переговоров представителей УПЦ КП и УАПЦ. Но 5 лет товарищи за столом сидят, а движения нет. Ещё бы — в начале 90-х УПЦ КП пыталось «рейдернуть» УАПЦ — спасло обращение тогдашнего предстоятеля церкви к президентам, прокурорам. Потом УАПЦ по одной, по две парафии рейдерила УПЦ КП. Процесс, кстати, идёт и поныне — мы любим говорить о переходах из Московского патриархата в Киевский, но приходы со священниками «гуляют» и между УПЦ КП и УАПЦ.

Потом в далёком 2015 году Варфоломей присылает двух посредников, которые таки добиваются сдвига процесса с мёртвой точки. 5 июня 2015 года представители обеих церквей подписывают решение заседания совместной комиссии по диалогу, которым утверждается принцип созыва объединительного собора, а само мероприятие назначается на 14.09.2015 года.

Епископы с радостью уезжают, считая, что подписи украинских священников, иерархов церквей под документом — достаточная гарантия того, что процесс пойдёт. Они ошибаются. Уже через пару дней обе церкви дают заднего. УАПЦ требует пересмотреть позицию УПЦ КП о том, что не каждый архиерей может выдвигаться на пост руководителя новой объединённой церкви (это логичное требование), и пытается подстраховаться, требуя отойти от утверждённого на комиссии принципа отбора делегатов на собор: принцип «1 от 15 приходов» не выгоден УАПЦ, имеющей меньшее количество зарегистрированных организаций. Это уже нелогично и отход от утверждённого при посредниках порядка.

УПЦ КП не остаётся в долгу. Позиция церкви стабильна — руководить новой церковью будет Филарет и точка. И ради этого можно ограничить других в праве избирать и быть избранным.

Популярні новини зараз

Морози до -6, сніг, дощ та сильний вітер: мешканців Київщини попередили про небезпечну погоду

Росія вдарила по Кривому Розі: є постраждалі та руйнування

В ISW зафіксували високий рівень дезертирства окупантів

У Києві посилять заходи безпеки та виставлять додаткові блокпости

Показати ще

Одним словом, церкви не сошлись во мнениях. УАПЦ требует продолжения банке.., ой, диалога и говорит, что на дате 14.09 свет клином не сошёлся. УПЦ КП разрывает диалог, заявляя что УАПЦ вышло из процесса и обвиняя вчерашних партнёров по объединению в том, что они продались пророссийским олигархам.

Вот так, бывшие друзья и соратники по православному делу существовали до 2017 года. Ситуация была парадоксальной:

  • церкви идентичны с точки зрения догматики, обрядовости
  • обе церкви стремятся к воссоединению с Вселенским патриархатом

В чём же разница? Всё просто — в именах церковных иерархов…

События 2017

Таким образом, на фоне неспособности УАПЦ и УПЦ КП договориться об объединении, Вселенский Патриархат назначил своих экзархов в Украине.

И вот тут случается самое интересное — оба епископа (уже экзарха в Киеве) — это те самые посредники, которые проводили переговоры об объединении УАПЦ и УПЦ КП в 2015 году. Те самые люди, которые поверили на слово украинским иерархам и решили, что они достигли успеха. Те самые, которых, выражаясь лексикой начала 90-х, кинули, как только они сели в самолёт.

И в этом я вижу прекрасные знаки:

  1. Если назначены Экзархи, значит Вселенский престол восстанавливает своё присутствие в Украине. То есть не словами, а реальными делами подтверждает то, что российская церковь самовольно взяла под своё крыло данную территорию.
  2. Оба епископа уже знакомы с особенностью подписания документов в Украине. А значит верить словам до тех пор, пока процесс не завершится не будут. А это снова-таки значит, что Варфоломей решил довести процесс объединения церквей до конца и не верит безгранично нашим политикам.
  3. Если есть Экзархи, значит, что в случае не договороспособности украинских иерархов, Константинополь пойдёт «эстонским путём» — создав полноценный экзархат и начав отстраивать структуру с нуля — приход за приходом.

А это значит, что процесс создания поместной церкви в Украине будет завершён. И Варфоломей хочет его завершить ещё при своей жизни. То есть он будет давить и принимать достаточно резкие (по церковным меркам) решения.

И вот на этом начинается самое весёлое и занимательное — общение Экзархов Константинопольского престола с нашими церковными иерархами, преисполненными чувства собственной значимости.

А ведь, и УАПЦ и УПЦ КП могли избежать такого процесса, проведи они объединительный собор этим летом — времени было куча, но, как всегда, в спорах кто будет главным, чуть не потерялась суть процесса.

____________________________

Текст понравился? Желаете сказать спасибо за копание в данных польской статистики и социологии на выходных — благодарность монетизируется на карточку ПриватБанка: 5168 7422 0332 9507

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.