Две недели назад меня пригласили на дискуссию, как было сказано: «О судьбе приватизации в Одесской области». Я отложил все дела на 26 июля и пообещал пойти. Как говорится: знал бы прикуп — жил бы в Сочи.
Конечно, кое-что я вынес с этого мероприятия. Я не очень внимательно слежу сейчас за нашей Верховной Радой. Убежден, что все, что она принимает ущербно. Как говорится: не в коня корм. И новый закон о приватизации я пропустил. С одной стороны, зря. А вот с другой – вполне закономерно.
В этом законе есть два принципиально новых решения. И оба этих изменения очень много говорят, на самом деле, не о приватизации, а о нашей реальной жизни. Это вам не плакатные декларации Порошенко и Ко, это сермяжная правда жизни (Привет Васисилиусу Лоханкину).
Первое новшество. Для супер инвесторов (первая группа – стоимость приватизируемой собственности от 200 миллионов) предусмотрен очень интересный юридический пассаж: при покупке предприятия новые собственники имеют право в договоре на приватизации сослаться на арбитражную ссылку на западные суды. То есть для крупных инвесторов правительство Украины официально предоставляет право жаловаться на себя в иностранный суд, например, в Лондоне.
Надо ли говорить, что это фактически смертельный приговор всей судебной системе Украины? Наша власть официально признает, что западные инвесторы не верят украинским судам. Зачем нужны суды, которым не верят – не понятно. В нормальной стране после такого пункта в законе следовало бы сразу распустить все суды. Но у нас все остается по-прежнему: простые смертные (в том числе и украинский бизнес) должны судиться в наших судах. И это при том, что сама украинская власть признает – этим судам никто не верит. Зато, если деньги есть, очень большие деньги, то можно судить в Лондоне. Конечно, это и так все знают, но я, честно говоря, такого еще никогда официально не слышал.
Нет, разумеется, любой договор в цивилизованном мире может иметь ссылку на арбитраж в другой стране. Дополнение, исключение и т.д. Международный договор. Здесь же, совершенно понятно, что данный пункт введен по одной причине: никто не верит украинским судам. Это уже, как говорил Остап Бендер – медицинский факт. И закон исходит именно из этого факта. Кстати, это плюс закону: он построен не на абсурдных спекуляциях распаленного депутатского ума, а на реальных фактах нашей жизни. И закон прав, именно такой путь дает хоть призрачный шанс привлечь серьезного инвестора. Но одновременно это и приговор нашей судебной власти. Беспощадный.
Второе новшество: юридическое оформление статуса иностранного советника. То есть теперь официально можно платить иностранным банкам и экспертам за поиск инвесторов для приватизации. И это хорошо, но…
То, что посредникам наши власти готовы официально платить сумасшедшие проценты, очень много говорит об отчаянии, проживающем в элитном пентхаусе Украины. Я бы тут вспомнил знаменитые слова Остапа Бендера о Паниковском: «А за что вас любить? Таких, как вы, девушки не любят. Они любят молодых, длинноногих, политически грамотных. А вы скоро умрете. И никто не напишет о вас в газете: «Еще один сгорел на работе».
Фактически авторы закона говорят: мы знаем, что есть цивилизованные правила игры. И мы даже готовы дать право по ним поиграть. Но только для инвесторов от 200 миллионов. А остальным как?
Я себе представляю, что владелец какой-нибудь шаурмы заключает договор аренды с городским управлением торговли и делает в нем ссылку на арбитраж Лондонского суда. А затем, когда управление торговли ему начинает выкручивать руки, он подает в Лондон на арбитраж. Интересно, сколько времени бы продержалось бы наше управление торговли при такой системе? Я думаю, до первого решения суда.
Но зачем говорить о несчастной шаурме. А какая-нибудь IT компания, на которую бы «наехало» СБУ? Если бы IT компания через арбитраж в Лондоне потребовала бы от СБУ возмещение ущерба и недополученной прибыли? И, кстати, если обращение в Лондон владельца шаурмы кажется, разумеется, просто шуткой, то с IT компанией – это ведь вполне реальная вещь. Но в нашем законе для простых смертных такое не предусмотрено.
Вы можете себе представить, на что готовы пойти наши власти, чтобы пришли инвесторы? Но что-то пока, невзирая на старания законодателей, никто к нам не рвется. Почему? Кто-то может сказать, что им, мол, физиономия Порошенко или Гройсмана не нравятся. У меня есть одно предположение. Глупое такое, наивное. Идеализм, одним словом. Думается мне, что западные инвесторы не могут забыть, как в нашей стране, уже после Майдана, силовики стали по очереди ходить в гости к крупным IT компаниям. И не чай у них пить, кстати. Но это так, к слову.
В общем, приватизация FOREVER, то есть тема для дискуссии 26 июля была. Но…
"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру
Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл
Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
Представим себе сцену. С одной стороны зала пришли люди их Одессы поговорить о приватизации в Одессе. А с другой – из Киева: прочитать нам свои презентации.
Нам предлагалось поспорить на тему букву «И» или букву «Е» поставить после буквы «Р» в слове ПРИВАТИЗАЦИЯ. Все остальные дискуссии лежали за пределами разрешенной компетенции собравшихся.
Мои коллеги, которые плевались после этого мероприятия, были уверены, что оно было просто неудачно организовано. Доклады были никакие (одни банальности), ответы были никакие – пережеванные места из институтского курса экономики для младших экономистов. В конце должен был быть фуршет, чтобы участники выпили за свое выброшенное время и тихо разошлись с этой галочки.
Так вот мои коллеги думают, что дело просто в непрофессионализме тех, кто пришел нас учить приватизации в Одесской области. А я вот думаю, что дело гораздо хуже.
Мы страна тотальной имитации. Мы имитируем законы, мы имитируем правила игры. Под словом «закон», под словосочетанием «правила игры» в нашей стране понимается вовсе не то, что именуется «законом» или «правилами игры» в цивилизованной стране. А только его имитация. Как надувной танк, призванный имитировать для противника место расположения основных сил. А мы для Запада имитируем, что у нас есть законы, есть их обсуждение, есть общественное мнение и позиция экспертов. Все есть! Но только это все – надувные танки, имитация.
И эти ребята к нам с Киева приехали, чтобы имитировать дискуссию. Они очень боялись, что дискуссии не будет, и имитация мероприятия будет уж слишком грубая. Поэтому вместо дискуссии на все время мероприятия они запланировали презентации. Чтобы «провинциальные идиоты» не ляпнули какую-нибудь глупость. А то «галочка» будет неубедительной.
А «провинциальные идиоты» стали задавать вопросы и что-то говорить. А наши киевские друзья не готовились говорить. Они не умеют спорить, ведь их задача просто прочитать банальную презентацию. Где новую мысль нужно искать с микроскопом. Ни на один серьезный вопрос дискуссии ответа никто не получил. Например:
- В цивилизованном мире сначала осуществляют демонополизацию отрасли, а потом приватизацию. Так было сделано, например, в Израиле, даже, в России. А в Украине, например, облэнерго – монополисты в этой сфере были приватизированы без демонополизации. Как будет дальше?
- Инвестор предприятия поступает со своей собственностью в зависимости от конъюнктуры. Он может божиться мамой, но если ему не выгодно, то он никогда не будет в реальности расширять производство, если он не доверяет правительству. Что с этим делать?
- Каким образом правительство планирует повысить доверие к «малой приватизации» (до 200 миллионов), какие гарантии оно может дать инвесторам? Ведь это этого напрямую зависит цена предприятия. Если инвестором будет только предприятия аффелированные с депутатами Верховной Рады, то цена этих предприятий грош. А другие инвесторы придут только в случае доверия к власти. Как тут быть?
Это далеко не все вопросы, которые прозвучали или могли прозвучать в этой дискуссии. Но ведь, скажем откровенно, дискуссию никто и не планировал. Это была имитация. Будем теперь знать: Центр Экономической стратегии – это то место, где надувают танки. Самое грустное, что член Наглядовой Рады этого Центра – г-н Вакарчук. Его именем прикрывается это надувательство.
Тоскливо все это: мир надутых манекенов, за которыми прячутся наши мелкотравчатые злодеи, комсомольского разлива.
- PS. Уважаемые читатели. Хочу напомнить, что автор за свои статьи ничего не получает. А это работа, хотя, возможно, не все с этим согласны. Поэтому, тем из вас, кому понравилась мой текст, предлагаю поддержать автора материально. Кто сколько захочет. 5168742222119400