В то же время, катастрофическая нехватка средств гарантированно заставит правительство рано или поздно решать проблему «льготников». Впрочем, это решение Кабмин уже начал готовить в виде реформы системы социальной помощи, которая сейчас разрабатывается в стенах профильного министерства по вопросам социальной политики. Цель реформы – предоставлять льготы только самым малообеспеченным гражданам путем введения электронных социальных карт.

{advert=1}

На сегодня, по данным профсоюзов, держава оплачивает не более трети всех льгот, предусмотренных положениями около 50 действующих законов. В то же время, финансирование льгот обходится Украине в круглые суммы. Независимые эксперты называют суммы порядка 150 млрд гривен (имеется в виду та часть льгот, которая оплачивается непосредственно из госбюджета). В свою очередь, в сентябре этого года премьер-министр Николай Азаров заявил, что суммарный долг правительства перед льготниками на сегодня превышает 4 годовых бюджета Украины (доходная часть) и превышает триллион гривен. По данным Всемирного банка, льготами в Украине сегодня пользуются 13,1 млн человек, то есть 29% всего населения, при этом в прошлом году 70% жителей нашей страны получили хотя бы один социальный трансферт.

Партия регионов насчитала на сегодня в Украине 2825 льгот, на финансирование которых в текущем году государством предусмотрено выделить 42 млрд грн. Однако, по словам регионалов, только 23% от этой суммы идут на поддержку социально-незащищенных граждан, а 77% (более 32 млрд грн.) получают обеспеченные граждане.

Эти расчеты позволяют Кабмину говорить о необходимости адресного предоставления льгот, с тем, чтобы их обладателями были исключительно малоимущие. Правда, тогда не совсем понятно, отчего, например, один участник боевых действий будет получать льготы, а точно такой же гражданин, принимавший участие в тех же боевых действиях, – нет?

Кабмин, затевая отмену льгот (согласимся, что сейчас временно отказаться от такого шага его и Верховную Раду заставил только страх перед «афганцами»), утверждает, что нигде в «цивилизованном» мире не существует понятие категории «льготников». Мол, в Европе и США подобная помощь государством оказывается только в каждом конкретном случае, т.е. адресно. Очевидно, по логике украинской власти, именно чиновники должны решать, может данный гражданин получать помощь от государства, или же обойдется.

Эти рассказы о «мировой практике» так часто повторяются представителями власти, что прочно осели в головах немалой части украинцев. В то время, как эти придуманные неизвестно кем постулаты – не более, чем бесстыдная ложь.

Для примера стоит взять США, в которых, согласно еще совдеповскому стереотипу, каждому гражданину предоставлено полное право самостоятельно заниматься своими проблемами, а государству на них начхать. В создание этого стереотипа, кстати, вложили немалую лепту и сами американцы: можно, например, назвать немалое число голливудских кинофильмов, в которых один из героев – бездомный ветеран вьетнамской войны (аналог нашего «афганца»), в свое время героически боровшийся за непонятные интересы своей страны, а теперь всеми заброшенный и забытый, и вынужденный из последних сил бороться за место под солнцем.

Проблема в том, что этот образ хотя и романтичен, но едва ли является показательным, если говорить о социальном положении ветеранов в США. Уж слишком мощная система социальной поддержки ветеранам сформирована стране за все десятилетия после окончания Второй мировой войны. И, что интересно, все эти ветераны имеют перед законом равные права, уже по факту добросовестной службы в армии и участия в боевых действиях, а не сортируются по личным доходам, месту проживания, знакомству с чиновниками и пр., как то видится в Украине Азарову с Тигипко.

{advert=2}

В США социальная защита ветеранов признана одним из важнейших направлений государственной политики в социальной сфере и повышении обороноспособности страны. Вопросами граждан, получившими статус «ветеран военной службы» занимается Министерство по делам ветеранов (Department of Veteran Affairs), созданное на базе Администрации по делам ветеранов. При этом в базе этого ведомства учтены все граждане, проходившие службу в вооруженных силах в военное время или принимавших участие в вооружённых конфликтах, включая тех ветеранов, которые проживают за пределами США. Кстати, данное министерство со штатом порядка 250 тыс человек – второе по численности после Минобороны, в 1,5 раза превосходит американское Министерство финансов, в 4 раза — Министерство здравоохранения и социального обеспечения, и в 13 раз — Министерство труда.

Главная забота государства о ветеранах в США проявляется в виде прямой финансовой помощи им в виде компенсаций, медицинского обслуживания (как известно, в Соединенных Штатах это удовольствие весьма дорогое), программ социальной реабилитации и помощи в трудоустройстве. Еще в конце прошлого века в США в рамках специальной государственной программы была создана целая сеть специализированных медицинских учреждений для ветеранов, включающая в себя около 200 специализированных центров медико- психологической реабилитации ветеранов вьетнамской войны и участников войны в Персидском заливе, а также 172 медицинских центра и 153 клиники оказывающие ветеранам комплексную медико-психологическую поддержку. Обследование и лечение ветеранов, включая оплату лекарств, берет на себя государство.

Популярні новини зараз

До 34 тисяч гривень: водіям нагадали про штрафи за прострочений техогляд

Не вдається оновити дані через ЦНАП: українцям роз'яснили, що робити

Відключення світла: Київстар підказав, як отримати доступ до мережі

Українцям показали вакансії у Києві з бронею від мобілізації: яку зарплатню пропонують

Показати ще

18 марта 2010 г. министр по делам ветеранов Эрик К. Шинсеки (кстати, бывший командующий Army – Сухопутных войск США) объявил, что министерство предпринимает шаги, облегчающие ветеранам получение компенсаций ветеранам войны в Персидском заливе и Афганистане. В 2011 году будут выплачены компенсации и пенсии более чем 3,8 млн. ветеранов и бенефициариев, при этом ставка ежемесячной компенсации варьируется от 123 до 2 673 долл. И размер ее определяется не суммой доходов отдельного ветерана, цветом глаз или размером сапог (т.е. критериями украинских горе-реформаторов), а заслугами перед страной, количеством боевых операций и полученным за время службы ущербом для здоровья.

Как заявила Мишель Обама на обеде 26 января 2010 г. с членами клуба жён офицеров вооружённых сил в Боулинг-клубе на одной из баз ВВС США, бюджет страны 2010 финансового года включил в себя 84 млн. долл. для достойного трудоустройства ветеранов. Суть дела в том, что в США военнослужащие, имеющие статус «ветеран боевых действий», или же не участвовавшие в войнах, но получившие статус «инвалид военной службы» (если степень потери трудоспособности составила более 30%), пользуются преимущественным правом при трудоустройстве, понятно, если удовлетворяют профессиональным требованиям. Данные права закреплены в законах «О приоритетном праве ветеранов» (1944 г.), «О помощи ветеранам в вопросах образования и трудоустройства» (1976 г.), «О реформе гражданской службы» (1978 г.).

Что интересно, члены семей военнослужащих армии США, участвовавших в боевых действиях, также пользуются правом на внеочередное трудоустройство. Показательно, что в одном из первых своих интервью в качестве супруги президента в программе «Доброе утро, Америка» (телеканал Эй-би-си) Мишель Обама рассказала, как её потрясло положение семей военных, которые едва сводят концы с концами и борются за выживание в то время, как их кормильцы находятся на линии огня в горячих точках мира. По мнению первой леди, приоритет в решении социальных проблем военнослужащих следует отдавать семьям ветеранов, их жёнам и детям. На упомянутом обеде Мишель обсудила новые виды помощи семьям военных, включённые в новый бюджет: повышение средств на военные программы поддержки семьи; повышение средств на молодёжные программы для детей военных; повышение средств на развитие карьеры и пр.

{advert=3}

Выступая на съезде организации «Ветераны зарубежных войн США» 23 августа 2010 г. в г.Индианаполис, вице-президент США Джо Байден сказал: «Даже в период, когда мы заморозили менее важные расходы, мы даем Министерству по делам ветеранов самую большую прибавку за последние 30 лет — 16 млрд. долл., что доведет общий бюджет министерства до 114 млрд. в год, при имеющемся запросе на увеличение бюджета в следующем финансовом году еще на 11 млрд. Я знаю, что раздаются голоса, и мы слышим их все чаще, что в трудные времена для экономики мы не сможем выполнить наши обязательства. Но я отвечаю этим голосам — то обстоятельство, исполним или не исполним мы это обещание, будет очень много говорить о том, кто мы есть на самом деле, а не о том, что о нас говорят. Я считаю, что наши обязательства перед ветеранами — не предмет для дискуссий и пересмотра».

В отличие от всяческих обещаний украинских политиков, в США заявления подобного рода подкрепляются конкретными делами. И вот в том же 2010 году правительство США презентовало документ под названием «Открывая двери: Федеральный стратегический план по предотвращению и прекращению бездомности» («Opening Doors: Federal Strategic Plan to Prevent and End Homelessness 2010»). Согласно этому плану, США взяли на себя весьма весьма амбициозное обязательство: до 2016 года в стране не будет НИ ОДНОГО бездомного ветерана. И, в отличие от Украины, в этой стране деньги на такие программы выделяются в полной мере.

Ау, украинские ветераны Афганистана, участники боевых действий в Югославии, Ираке и пр., многие из вас получили квартиры за свой статус, и получат до 2016, или пусть до 2026 года?

Не расписывая далее все прелести «отсутствия льгот» в США, заметим следующее. В апреле этого года Комитетом Государственной Думы РФ по делам ветеранов было предложено создать в России государственный орган по делам ветеранов боевых действий. Аргумент прост: во всем цивилизованном мире имеются соответствующие министерства, взявшие на себя заботу о ветеранах, а в России о них вспоминают все больше к соответствующим праздникам.

В Украине забота о ветеранах – того же толка, из цикла подарить цветочки на праздник раз в год. Только, в отличие от России, украинская власть думает не о том, чтобы улучшить заботу о ветеранах, а как бы отнять у них то немногое, что держава дала им ранее за честную и беззаветную службу. Не вызывает сомнений, что когда власть начнет решать, кому из ветеранов оказывать помощь, а кто перебьется, это будет такой плевок в сторону граждан, отдавших долг Родине, какого они не знали. И ссылками на «мировую практику» всяким тигипкам и азаровым тут никак не прикрыться.