25 июня завершился сезон выборов на Балканах – последними в череде избирательных гонок были парламентские выборы в Албании, победу в которых одержал действующий премьер-министр Эди Рама и его Социалистическая партия. Эти выборы, как внеочередные выборы в Косове и президентские выборы в Сербии, сопровождались серьезным подготовительным этапом в виде скандалов и протестов.

Весной в Албании, перманентно находящейся в политическом кризисе, не состоялись президентские выборы, так как Социалистическая партия Албании, возглавляемая Эди Рамой, приняла решение не выдвигать кандидатов. Председатель парламента Илир Мета заявил со свойственной ему, как экс-министру иностранных дел, уклончивостью, что отказ от выдвижения кандидата от Социалистической партии был призван продемонстрировать готовность к диалогу с оппозицией (Демократической партией). 28 апреля 2017 года 87 представителями парламента из 140 на должность президенты был избран все тот же Илир Мета, до 2004 года состоявший в Социалистической партии, а после – основавший собственную политическую силу «Социалистическое движение за интеграцию». Как оказалось, красивые лозунги о диалоге с демократами были попросту желанием скрыть намерение социалистов оставаться у власти и в дальнейшем.

Сторонники действующего и переизбранного премьер-министра и избранного президента отрицают саму возможность таких мотивов Рамы, апеллируя к его достижениям в качестве мэра Тираны и заявляя о том, что человек, инициировавший переосмысление наследия эпохи Ходжи, не может быть тираном. Стоит заметить в скобках, что мэром Тираны Эди Рама был рекордные для этого города 11 лет. Но это всего лишь деталь к портрету политического деятеля – оппозиция предъявляет социалистам куда более серьезные обвинения.

Правительство Рамы было вовлечено в крупнейший скандал с наркотрафиком в конце 2016 года, когда президент Албании, Буяр Нишани, представитель оппозиционной Демократической партии, инициировал срочное заседание Совета Безопасности Албании по борьбе с наркотрафиком, уже на следующий день после которого, в городе Решен была арестована группа лиц, перевозившая 3 тонны наркотиков. Это задержание положило начало масштабному журналистскому расследованию албанского телеканала News24, вскрывшему наличие в стране двух тайных аэропортов – перевалочных пунктов для дальнейшей транспортировки наркотиков в Италию. В ходе данного расследования стало очевидным, что обвинения со стороны демократов еще во время знаменитого дела Клемента Балили (главы албанского наркокартеля, задержанного в Греции в мае 2016 года) против министра внутренних дел Албании Саимира Тахири и всего кабинета Рамы имеют под собой очень серьезную почву. Все это привело к протестам 13 мая, когда представители оппозиции призывали бойкотировать выборы до тех пор, пока не будет создано временное техническое правительство, которое бы обеспечивало прозрачную процедуру подсчета голосов.

Но выборы все же состоялись, правда, не 18 июня, как было запланировано, а неделей позже, так как «оппозиция и власть не могли договориться». Но говорить о том, что неделю спустя назначенной даты действительно был достигнут какой-либо компромисс – значит откровенно врать. США и ЕС попросту давили на стороны с требованием все же провести выборы, добившись только того, что была соблюдена видимость процедуры.

На деле заявление о каких-либо достигнутых договоренностях – очередная красивая декларация, которая была призвана скрыть истинные причины этого переноса: действующей албанской власти были не нужны на выборах международные наблюдательные миссии и иностранные журналисты.

Местные и общебалканские СМИ в полной мере отражают тенденцию, зафиксированную в различных рейтингах и исследованиях международных организаций: уровень свободы слова на Балканском полуострове ощутимо упал.

Однако за всеми выборами этого года на Балканах неизменно внимательно наблюдали российские СМИ, причем не из офисов редакций: множество представителей российской прессы следили за выборами в Албании прямо на участках, подробно описывая стрельбу «представителей местных преступных кланов», что не было зафиксировано популярными балканскими изданиями. Крайне активны и послы РФ во всех Балканских государствах: посол РФ в Албании Александр Карпушин заявил о желании подписывать Договор о дружбе и сотрудничестве, активизировать экономическое сотрудничество, всячески заверял в том, что никакого российского следа в этих выборах нет и быть не могло. В последнем с господином послом трудно спорить: албанцы и без РФ неплохо справляются с нарушениями и фальсификациями, но и обманываться на предмет внезапного приступа русского дружелюбия и столь явного присутствия на Балканах за идею тоже не стоит.

Албанские выборы проходили на фоне победы «коалиции войны» в Косове: Лимай-Весели-Харадинай своими заявлениями о том, что границы Косова еще будут пересмотрены как в черногорском, так и в сербском направлении, серьезно подыгрывают Эди Раме, который открыто заявляет, что если ЕС не пойдет на визовую либерализацию с Косовом – Албания инициирует создание косовско-албанского союза.

В своих заигрываниях с идеями «Великой Албании» Рама крайне последователен: с 2015 года от него регулярно можно слышать о поддержке албанцев за рубежом, о Косове и прочих атрибутах албанского национализма. Но только в этом году подобная риторика имеет шанс вызреть во что-то более серьезное, чем выкрикивание лозунгов на площадях, так как к такому развитию событий есть готовность и в Косове.

Крайне тревожной тенденцией, вскрытой внеочередными парламентскими выборами в Косове стал и тот факт, что согласно информации Косовской ЦИК, за лидера проалбанской косовской партии «Самоопределние» Альбина Курти проголосовало больше всего избирателей.

Очевидно, что в данный момент сложились все предпосылки к запуску сценария «Великой Албании». Ситуация в регионе может быть дестабилизирована и силами местных игроков, но, помимо них, не стоит забывать и о внешних силах. И здесь на авансцену снова выходит столь явное русское присутствие на Балканах: россиянам нужна военная база на полуострове. Попытки получить такую военную базу в Черногории, сопровождавшиеся неудавшимся государственным переворотом, провалились окончательно со вступлением этого государства в НАТО. Последним реалистичным вариантом для РФ остается только Сербия, которая никак не определится со своими дальнейшими целями: ради евроинтеграции сербы уже неоднократно поступались своей новейшей мифологией, что каждый раз было крайне болезненным ударом по националистически ориентированным кругам, но и позволить себе отказаться от идеи экономического сотрудничества с РФ официальный Белград не может. Развитие идеи «Великой Албании» дает Москве простор для маневра: в обмен на отказ от идеи евроинтеграции и на предоставлении территории для военной базы РФ может пообещать сербам военную поддержку в Косове и…не оказать ее или оказать номинально, как это было в 1999 году.

Казалось бы, такой сценарий выгоден всем: Рама может и дальше контролировать наркотрафик и мыслить себя воплотителем «великих националистических идей», лидеры Косова избавляются от «досадного недоразумения» в виде сербского меньшинства, россияне получают военную базу и Сербию всецело в орбиту своего влияния. Есть только одно «но»: ценой этих больших амбиций снова будут жизни населения так до конца и не успокоившейся «пороховой бочки Европы».

Популярні новини зараз

Оплата газу стане вигіднішою: "Нафтогаз" анонсував важливі зміни

Російський газ: "Турецький потік" досяг позначки у 100 млрд кубів газу

Таксі для пенсіонерів у Києві стало безкоштовним: як скористатися

В Україні анонсували підвищення пенсій на 2025 рік: названо коефіцієнт

Показати ще