28 октября горняки Нововолынска (шахты №10 «Нововолынская» и «Бужанская») заблокировали движение транспорта на трассе «Киев-Варшава» вблизи села Старовойтово из-за проблем с невыплатой заработной платы. Ранее о готовности бастовать заявляли и шахтеры г. Лисичанска, но для них губернатор Луганской области Юрий Гарбуз “выбил” деньги в Минуглепроме и недовольство удалось купировать.
Однако, вопросы зарплат шахтеров, долгов предприятий, работы в на оккупированной территории, дотационности добычи угля и необходимости реконструкции отрасли (закрытия убыточных шахт) в ближайшее время станут ключевыми для правительства Владимира Гройсмана. По нашей информации в кругах близким к “Оппозиционному блоку” вынашивают планы организации “большой” всеукраинской забастовки шахтеров. Ее мотиваторами выступают структуры близкие к бывшим “смотрящим” за угольной отраслью во времена Януковича.
Как зарабатывают фирмы-прокладки и как копят долги шахтерам
Согласно статистике Минэнергоугля, в 2015 году в Украине добыто 39,74 млн тонн угля. Почти весь украинский уголь производится двумя добывающими группами — государственными шахтами и шахтами энергохолдинга ДТЭК Рината Ахметова.
На долю «дтэковских» шахт приходится 28,7 млн тонн. Это тот уголь, который полностью потребляется в вертикально интегрированных компаниях олигарха — на его теплоэлектростанциях и металлургических комбинатах.
Государственные угольные предприятия произвели в том же 2015 году около 7 млн тонн угля. Следует отметить одну особенность отечественной угледобычи.
Как утверждает сайт “Цензор.нет””, государственные шахты реализуют исключительно уголь марок «Г» (газовый) и «ДГ» (длинногазовый). На этой группе марок работает половина из 14 украинских ТЭС.
Государственный трейдер ГП «Держвуглепостач» уполномочен правительством скупать уголь у всех государственных шахт по одинаковой средней цене и управлять финансовыми потоками так, чтобы шахтерам гособъединений хватало на зарплату.
Но в действительности операторами рынка выступают частные фирмы-прокладки которые и получают «добавленную стоимость», тем самым лишая госшахты возможности «балансировать», обеспечиват себя без государственных дотаций.
По информации сайта «Цензор.нет», государственные трейдеры поставляют уголь лишь на ТЭС государственной генерирующей компании «Центрэнерго». Кроме того, в марте «Держвуглеппостач» подписал контракт на поставку 100 тысяч тонн угля для Колушской ТЭЦ, которой управляет госкомпания «Укринтерэнерго».
Согласно прогнозному балансу Минэнергоугля на 2016 год, который есть в распоряжении БЦ, генерирующие компании (ТЭС и ТЭЦ) потребят около 28,6 млн тонн угля.
Еще 4,5 млн тонн энергетического угля сожгут другие потребители. В их число входят население и коммунальные предприятия, частные сахарные и цементные заводы, «Укрзализныця», военные части Минобороны. Этот объем мог бы закрыть государственный трейдер.
Как утверждает сайт «Наші гроші», большая часть топлива для ТЭС сегодня имеет туманное происхождение. Варианта всего два. Или это «антрацитовый» уголь, который вывезен с неконтролируемой территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), или это «газовый» уголь государственных шахт, оказавшийся в собственности у частных компаний.
Зміни у встановленні інвалідності: чий статус перевірятимуть
КМДА повідомила неочікувані дані щодо підключення опалення у столиці
Паспорт та ID-картка більше не дійсні: що тепер робити українцям
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
По словам директора «Держвуглепостача» Андрея Плюнгина «сбытовые предприятия в областях чаще всего находятся в частных руках, имеют непрозрачную структуру и платят за поставленную продукцию с задержкой, а то и вовсе и не платят». Моржа оседает в карманах фирм-прокладок, которые контролируются людьми близкими к «Оппозиционному блоку», а в это время копятся долги по зарплате шахтерам.
Так страшен «Ротердам+» как его малюют?
Для того, чтобы навести порядок с рынком угля и вывести «на свет» ценообразование 29 апреля 2016 года Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, утвердила новый порядок формирования прогнозируемой оптово-розничной цены на электроэнергию, который предусматривает определение цены угля, имеющего определяющую долю в составе цены электричества, на основе европейского индекса API2 (стоимость угля в порту Роттердама).
Ключевым ценовым показателем для импортеров угля в Европе является индекс API 2. Это цена топлива с учетом расходов на его доставку из стран-производителей в порты Амстердам, Роттердам или Антверпен — CIF ARA. Если этот уголь импортировать в Украину, то необходимо еще включить затраты на его транспортировку в украинские порты (это +15дол. к каждой тонне). Эти средние показатели за период 12 месяцев и содержит новая формула. Безусловно, делается корректировка на качество украинского угля — поправка на калорийность.
Этот шаг был в целом позитивно воспринят в отечественной экспертной среде.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что что внедрение индикативного подхода при формировании цены на электроэнергию — это принципиальный прорыв, хотя и временная мера, он целесообразн на период, пока не сформировался рынок.
«Эта формула позволяет снизить политические спекуляции, убрать влияние политиков на ценообразование. Формула позволит Украине применить сценарий Б, если оккупированные территории откажутся поставлять антрацитовый уголь. Тогда мы сможем по ценовым характеристикам дать стимул трейдерам покупать уголь газовой группы на международных рынках и увеличивать объем угля марки Г на территории Украины. В Украине есть значительный профицит мощностей именно газовых блоков ТЭС, они не загружены, и их можно использовать. Эта тарифная политика, если ее доработать, позволит минимизировать зависимость от такого рискованного источники как ОРДЛО», — считает Владимир Омельченко.
Не менее оптиместичен и директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский:
“Необходимо понимать, что на сегодняшний день в энергорынке сформирован достаточно серьезный денежный поток, который платят все категории потребителей. Он позволяет начинать поэтапный переход к реформированию рынка. В данном случае речь идет о том, что мы уходим от ручного регулирования ценообразования в угольной отрасли и в вопросах формирования тарифов для ТЭС. По сути, угольная отрасль получает возможность корректировать свою деятельность в соответствии с мировой ценовой конъюнктурой. Кто не сможет справиться — должен либо уходить с рынка, либо оптимизировать свою затратную часть и производственный процесс. Самостоятельно или путем приватизации”.
Где теряют олигархи и почему это выгодно шахтерам
Ручное управление ценообразованием привело к тому, что по сравнению с советскими временами добыча угля в Украине снизилась раз в 5!
Все попытки оптимизировать администрирование отраслю в услових ручного ценообразования привели к тому, что все государственные угольные операторы оказывались по итогу банкротами с огромными долгами. И их потом списывали в интерессах олигархических ФПГ. Так, к 2013 году ГП «Уголь Украины» накопило долгов по кредитам банков на сумму 2,5 млрд грн.
После смены власти в 2014 году, новое руководство Минэнергоугля решило ликвидировать УУ, потому что из-за своей кредитной истории работать это предприятие уже не могло.
Единственным способом вырулить ситуацию в отрасли стало введение индикативной формулы ценообразования на уголь.
Государство в рамках задекларированной стратегии привязывает цену украинского угля к мировой цене («Роттердам+»). Это попытка НКРЭКУ перейти от ручного определения тарифов для ТЭС (электростанций, которые делают электричество из угля) на формульный расчет.
В то же время, согласно коалиционного соглашения Украина должна постепенно отказаться от дотаций к 2020 году. Это требование ЕС и МВФ. В любом случаи нам придется выполнять эти обязательства, тем более что они вполне закономерны. Если мы ликвидируем ручное ценообразование на газ, не дотируем, то почему это нужно делать с углем?
Чем это в теории выгодно украинским шахтерам, добывающим энергетические марки угля формула “Ротердам +” – ГП «Энергорынок» закладывает в тарифе для ТЭС возможность покупать уголь у шахт по МИРОВЫМ РЫНОЧНЫМ ЦЕНАМ!!!
Это выводит многие из них на точку безубыточности. И вообще делает угольную отрасль перспективной для долгосрочного инвестирования (уходят политические риски).
Но против этой схемы единым фронтом выступли олигархические группы и часть парламентской оппозиции, надеясь получить политические диведенды.
Дело в том, что “угольные короли” не заинтересованы в переходе на понятные конкурентные правила хозяйствования. Им все равно какая эффективность, они свое воровство и раздутую себестоимость привыкли покрывать за счет госдотаций. Именно на них зарабатывается львиная доля доходов олигархическими кланами, контролирующими угольный бизнес.
Чтобы не упустить свою выгоду олигархи пошли по пути инспирирования акций протестов шахтеров с требованиями, которые по факту лишают их самих зарплат. «Угольные короли» хотят вернуть ручное управление процессами в отрасли, контролировать кадровую политику на государственных угольных объединениях и накачивать деньгами свои фирмы-прокладки.
А шахтеры будут играть в этой всей истории с «всеукраинской забастовке угольщиков» роль масовки, пока олигархи будут «решать» свои шкурные проблемы.