В разговорах с гражданами Российской Федерации рано или поздно всплывает космоса. Россия мол, великая страна. Гагарин, Мир, МКС и так далее. Все остальные страны — статисты на этом празднике жизни. Россияне не преминут вспомнить окончание программы space shuttle, аварии европейских, американских ракет-носителей. Одним словом, без «ума русского мужика» никуда.
Многие верят сему по привычке — агитация времён СССР даёт отголоски, но ведь есть русская поговорка «доверяй, но проверяй». Попробовал проверить. И вот беда: начинаешь сравнивать циферки и результат выглядит как-то «не совсем». Этими циферками, думаю, стоит поделиться.
Дорога в небо: пуски, ракеты, спутники и страховка
Говоря о космосе, особенно «российском космосе», обойти военную сферу никак не получится. Вот вам и первая неожиданность. Россия имеет ядерное оружие. Заявляет, что готова ответить на атаку в считанные минуты. Возможно. В СССР были наземные станции слежения и система ОКО — сеть спутников, которые засекали старты баллистических ракет. До 2000 года таковых на орбите одновременно находилось от 10 до 14 штук. Потом пришла эпоха «скреп». Спутников осталось 8, а в апреле 2014 «умер» последний, который вместо положенных 5-6 лет отработал 24 месяца. Ока не стало. В РФ, естественно, заявили, что ничего страшного не произошло и, мол, создают новую систему — ЕКС. Шойгу говорил о «великолепных перспективах». Мол не обновляем, а создаём заново! Не лгал — старая ведь «сдохла». Создали, запустили в конце 2015. Спутник «Тундра». Единственный и больше у РФ в системе оповещения спутников нет.
Но может в ракетостроении РФ впереди планеты всей. Ведь взлетают регулярно. Выводят на орбиту спутники. Доставляют грузы к МКС.
Взлетают и доставляют, а ещё падают и взрываются. Дабы не быть голословным составил небольшую табличку. Пуски ракет-носителей большой грузоподъёмности. Стоимость одного пуска и количество аварий.
Получается как-то так.
Сразу стоит оговориться о категориях. Частично неудачные запуски: запуски при которых ракета-носитель работала не в штатном режиме, но спутник удалось вывести на орбиту. Стоимость успеха — выведенная мною категория. Есть номинальная стоимость 1 запуска. Есть процент неудач и если распределить стоимость неудачных пусков по успешным получаем реальную стоимость успешного запуска.
Для российских ракет-носителей семейства «Протон» выделил два столбца. Первый — статистика по всем устройствам линейки. Второй — только по «новейшему» Протон-М.
От аварий на старте не застрахован никто, но вот ведь забавно получается — аварийность российских ракет-носителей существенно выше и это при том, что в статистику попадают лишь те случаи, когда ракета сделала «большой бада-бум» уже в полёте. А мелочи типа «уронили», «не то залили», «ручка отвалилась», что происходят до старта в таблице не учтены.
Здесь внимательный читатель мне скажет — передёргивание фактов. Вы, мол, посмотрите на количество запусков. Может аварии — дела минувших дней, которые портят картинку. В массе своей оно так и есть, но не по отношению к российским ракетам.
Последняя авария «Дельты» датирована 2004 годом — первым запуском Delta IV Heavy. Впрочем, провал лишь частичный — демонстрационные спутники не достигли расчётной орбиты. Носитель отработал штатно.
У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться
В Україні спростили процедуру отримання та продовження відстрочки від мобілізації
В Україні запровадять новий "податок": кого торкнуться зміни
Долари не обміняють: працюють жорсткі заборони купівлі та продажу валюти
Falcon 9 (и Falcon Heavy) вообще имел 100% показатель успеха. Авария 2015 года испортила статистику. Тем не менее ракета-носитель остаётся на сегодня одной из самых коммерчески выгодных. Изменения в конструкции, позволили уменьшить стоимость пуска с $ 62 млн в 2010-м до 53 млн в 2015 году. (В таблице, кстати, дал максимальную стоимость). При этом “Сокол” по большому счёту является носителем многоразового использования. Куски российских ступеней падают “на кого Бог пошлёт”, американская ракета аккуратно возвращается назад. И ладно бы падала, а то осуществляет мягкую посадку. Ребята из Space-X даже садят отработавшие ступени на морские платформы. Уже 2 года как садят – с апреля 2014-го.
Atlas-5 тоже имел проблемы при первом пуске. С того момента работает как часы. Аналогичная ситуация с китайской ракетой Long March 3B. В 1996 году взорвалась. Был эксцесс в 2007 (но спутники выведены). С того момента без проблем. У европейского носителя Ariane 5 последняя авария датирована декабрём 2002 года…
Короче, все летают. В России ситуация иная. У России свой путь покорения неба. Только с Протон-М с 2010 года случилось 7 знаковых аварий. Это когда ракета красиво взрывалась. Иногда в прямом эфире русского ТВ.
Чуть раньше, в 2007-м, был вообще курьёзный случай. Протон-М немножко развалился после взлёта с Байконура. Да так, что залил окрестности казахского города Жезкаган гептилом (своим топливом). Самое пикантное, что сей населённый пункт в момент аварии посещал президент Назарбаев. Короче, русские вынуждены были землю чистить и моральный вред Казахстану покрывать. Гептил ведь жутко токсичная штука. От которой постепенно отказываются другие космические державы. Но пока не Россия — на гептиле ведь деды летали!
Не хотят летать российские ракеты, а всё вроде делали. И первые лица приезжали, и попы ракеты освящали, и скрепами скрепляли, но падают и всё тут.
Ещё одно подтверждение — статистика аварийности последних 6-и лет. С 2010 по 2016 год у США было 5 аварий (неудачи+ частично неудачные запуски), у Китая 2. ЕС может гордиться безаварийной космической программой. А вот у великой космической державы России таковых насчитали аж 16 (шестнадцать) штук.
Одним словом, сегодня связаться с русскими для вывода своих спутников на орбиту — рисковать. Неудивительно, что российские запуски страховщики оценивают дороже. РБК приводит слова руководителя СОГАЗа Галушина «российские запуски и так страхуются намного дороже, чем иностранные: 13–16% против 6–10% в отношении зарубежных космических аппаратов». Да и название самой статьи можно дать без комментариев — «Аварии сделали космический бизнес российских страховщиков убыточным».
С такой динамикой неудивительно, что владельцы космических аппаратов долго взвешивают «за и против» при выборе подрядчика для вывода на орбиту. Российский запуск вроде недорогой. Но полетит аппарат или нет — одному Богу известно. А Всевышний — тот ещё шутник. Вот и выбирают. Как и кого можно судить из статистики запусков.
В 2010 году РФ производила в два раза больше запусков, чем США. В этом году разрыв всего лишь 2%. При этом понемногу растёт доля и Китая. Теперь взглянем на таблицу 1. В частности на стоимость. Запуск китайского Long March 3B уже дешевле российского «Протон-М». Про американский Falcon 9 вообще молчу. Да и если уж на то пошло, украинский «Зенит» имеет шансы вмешаться в спор. Ведь процент аварийности данных носителей близок к нулю.
Патриоты России мне сейчас напомнят о грандиозных планах Роскосмоса. Например, что в РФ тоже почти создана многоразовая ракета-носитель. Ага, про проект Байкал-Ангара слышал, но он по состоянию на 2016 год остановлен. Испытания тяжёлой ракеты-носителя Ангара-А5 ведутся, но это уже не многоразовая ракета. То есть старый проверенный принцип: что-то полетело, лишнее упало. Ближайший запуск состоится в этом году. А вот начало эксплуатации… дата неизвестна. Ведь на 2021 запланированы всё ещё «лётно-конструкторские испытания».
Тем временем в тех же штатах готов к использованию New Shepard. Ещё одна многоразовая ракета. Работают и другие. К 2021 году уж точно будет следующий набор новинок.
Зато у РФ есть орбитальная станция
Очень частый аргумент. При этом забывается, что МКС расшифровывается как «международная космическая станция». Принадлежит она нескольким государствам, а права использования инфраструктуры прописаны в куче соглашений.
По соотношению «российского» можно судить легко. Кому чьи модули принадлежат. Ещё одна неприятность для «патриотов РФ». 5 модулей в собственности их страны РФ. А ещё 9 — США. Которые предоставляют свои площади в пользование другим странам. Кстати, все 100% ферм (своеобразный каркас МКС) — тоже собственность штатов. Как и большая часть системы энергообеспечения. Но про это на российском ТВ упоминать не любят. По телевизору говорят о станции исключительно как о российском проекте. В котором другие страны «на подхвате».
Можно вспомнить и о системе доставки грузов на станцию. Тем более, что после закрытия проекта Space Shuttle у значительной части обывателей сложилось впечатление, что вся нагрузка по снабжению лежит на России. Тоже немножко не так. Особенно после 2012 года. Рисковать своим грузом американцы не хотят, потому летают к МКС американские (и даже японские) транспортники. Среди них такой себе Dragon от компании Space-X. Корабль, предназначенный в скором времени доставлять и людей. Многоразовый. Способный выходить на орбиту как с помощью ракеты-носителя, так и самостоятельно. Кстати, животных на МКС этим кораблём уже доставляли.
Второй американский аппарат — Cygnus — тоже изделие «частников». То есть правительство США всего лишь выделило деньги, а обычная коммерческая компания создала грузовик, чтобы зарабатывать на «космических грузоперевозках». Хорошо зарабатывает — рейсы каждые 4 месяца.
Кстати, с начала 2013 года к МКС было 33 рейса. Российские корабли (и Прогресс и Союз) летали 16 раз. Американцы и японцы выполнили 15 рейсов.
Последние два года русские летают реже. Надёжность, прежде всего. Как результат — выбор грузоперевозчика.
Перспективы
А теперь поговорим о перспективах. Российские патриоты любят говорить о перспективах своей страны. Мол и многоразовые корабли запустим, и ракетоносители новые «на подходе». Возможно оно так, но пока РФ летает на разработках времён СССР. С небольшими доработками. Семейство «Протон» было разработано в 1961-1967 годах. Ракета-носитель «Союз» является гражданской доработкой древней Р-7, что была разработана в 1958-м. Лёгкие носители «Рокот» и «Стрела» — это РС-18. Которые в своём военном исполнении были приняты на вооружение аж в 1975-м. Единственная «новая разработка» — это «Ангара». Которая пока массово не летает. Ведь до 2021 будут идти испытания.
Где подтверждение эти слов? Так всё в открытом доступе. Есть такая государственная корпорация «Роскосмос». Есть её сайт. Смотрим, гуглим историю ракет, сравниваем.
Кстати, «Роскосмос» вроде как занимается развитием отрасли. Есть федеральные космические программы. Последняя разработана на 2016-2025 годы. На сайте корпорации тезисы программы есть. Если верить «Википедии», то одной из основных задач есть «Сохранение места на мировом рынке космических запусков». Но интернет-энциклопедия — ненадёжный ресурс. Вражеский. Посему читаем тезисы на сайте «Роскосмоса».
Ближайшие 5 лет РФ будет наращивать группировку спутников различного назначения до минимально необходимого (!!!) уровня. А потом ещё 5 лет поддерживать этот минимальный уровень. Вот вам задача великой державы.
Но больше всего меня умиляет одна строчка. РФ создаёт революционную и возможно защищённую систему связи. Уникальная вещь. Настолько, что задачу стоит процитировать «создание системы подвижной персональной спутниковой связи, обеспечивающей обслуживание до 160 тыс. абонентов и среднее время ожидания связи для абонентов Российской Федерации не более 12 минут». Возможно я что-то не понимаю. Но, господа, создать к 2021 году систему спутниковых разговоров в которой ответа абонента нужно ждать в среднем «не более 12 минут» — это прорыв. Особенно, если учесть ёмкость сети — 160 тысяч абонентов. Шедеврально!
Зато как много в российской прессе разговоров о далёких и пилотируемых полётах. В планах «Роскосмоса»даже есть слова об облёте Луны. В планах, а в это время челноки летают. О чём Россия-24, естественно, предпочитает молчать. Взять, например, такой аппарат как Boeing X-37. Официально — пилотируемая орбитальная лаборатория. Фактически — орбитальный самолёт. Который летает высоко, далеко и долго. Последний полет на орбите — 624 дня. Сейчас челнок снова кружит где-то высоко. Взлетел мае 2015 и летает себе. Видимо, восхищается достижениями «Роскосмоса». О будущем применении X-37 спорят. Одни хотят сделать его в первую очередь разведывательным аппаратом. Другие научным кораблём. В любом случае сравнение с единственной российской «Тундрой» превосходное.
А есть ещё Orion MPCV, который совершил первый полёт в 2014-м. Есть Dream Chaser, который с 2019 по 2024 совершит минимум 6 миссий к МКС (так написано в контракте NASA с создателем космического самолёта).
Такие вот интересные перспективы. Россия, естественно, никуда не исчезнет с рынка космических перевозок. Места хватит всем. Ведь до сих пор где-то в мире топят углём, где-то вскапывают поле лопатами и мотыгами, а, значит, откуда-то будут как и раньше взлетать «Протоны» и «Союзы». Главное — с Богом договориться. Чтобы не падали на голову, а это уже в ведении другого ведомства. Хотя, может и Роскосмоса. Россия же, как-никак, скрепами скреплена.
Понравился текст? Или считаете его заказным?
Можете считать себя его заказчиком, если поблагодарите автора. Словом, репостом либо умеренной суммой.
Полученные деньги идут мне на пиво а так же:
1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины (информация о них в моей ленте ниже давалась не раз)
2. Тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.