Весной 2011 года Россия активизировала свою позицию по вопросу извлечения полезных ископаемых на шельфе Арктики. Десятилетием прежде этот вопрос никого не интересовал, но как и в предкризисный период сырьевая империя вновь стала готовиться к схватке за богатые но труднодоступные ресурсы севера. Рядом с ней в борьбу вступили скандинавские страны, США, Британия, Канада и даже Китай.
Впервые ценные запасы арктического шельфа понадобились России лишь под конец экономического подъема 2001-2008 годов. Словно в преддверии мирового экономического кризиса 1899 года в мире повторилась гонка по освоению севера, обещавшего так много. Причиной интереса к месторождениям холодных широк были высокие цены на сырье и особенно обнаружение дефицита ресурсов, включая нефть и газ. Ситуация резко изменилась в середине 2008 года и значение новых труднодоступных месторождений упало вслед за падением сырьевых цен на мировых рынках. Но по мере того как усилия правительств по спасению мировой финансовой системы играли на возобновление спекулятивного роста рынков, Арктика начала снова делаться привлекательной.
Добыча углеводородов на шельфе Арктики уже начинает казаться рентабельной. Даже при цене в 110 долларов за баррель разработка новых месторождений выглядит правильной. При цене «черного золота» в 150 долларов капиталовложения в север обещают уже немалую прибыль. Вопрос лишь в том, как осуществить разработку технически. Однако важнее всего то, что инвесторы ожидают продолжения роста мировых цен на сырье, а это как минимум спорно. Именно уверенность в том, что стоимость нефти на мировом рынке будет повышаться, делает проекты экономического освоения севера вновь актуальными. Но именно здесь заложены мощнейшие риски.
В мае имела место коррекция цен на нефть и есть основания ожидать ее продолжения, что может привести к спуску рынков, как это было в апреле-июне 2010 года. В США снова разгорается борьба между республиканцами и демократической администрацией Белого дома вокруг вопроса о том продолжать ли старую политику денежной накачки рынков за счет эмиссии доллара и роста госдолга США или перейти к более взвешенному – экономному курсу. Имеются основания ожидать, что споры в Конгрессе затянутся, а в конечном итоге приведут не к осуществлению третьей волны монетарной подпитки рынков (большей, чем прежние). США могут пойти на сокращение эмиссии и денежных вливаний в финансовую сферу, что будет означать спад на сырьевых рынках. Ценовый подъем на них был создан не резким восстановлением реального сектора, а усилением спекуляций.
Логичной остается и общая перспектива повторного краха сырьевых спекуляций, поскольку реальные доходы американцев и европейцев снижаются. После окончательной посадки цены на сырье, особенно на углеводороды могут пробыть на низком уровне до нескольких лет. В результате разработка полезных ископаемых на шельфе Арктики с точки зрения долговременной рентабельности даже более рискованное предприятие, чем сооружение газопроводов по морскому дну Балтики. Вложение в них Россией огромных средств может не окупиться в результате пересмотра стоимости природного газа по итогам ослабления потребления в Евросоюзе.
Альтернативные источники энергии в существующем их виде, от ветряных генераторов до солнечных батарей, угрозы нефти и газу не представляют. Источник опасности для компаний энергетической сферы – мировая экономическая депрессия, в которую грозит перейти странная стабильность 2009-2011 годов. От начала депрессии до подлинного выхода из кризиса мировой экономики может пройти много времени. В течении него можно ожидать появления реальной альтернативы сжиганию углеводородов, таких источников энергии что обеспечат сокращение себестоимости промышленной и сельскохозяйственной продукции. Благодаря этому будет создана одна из важнейших предпосылок возвращения экономики планеты к активному росту.
США уже испытывают кризис антикризисной политики последних лет, а возможный рост цен на сырье держится исключительно на вероятном ее продолжении. Однако наряду с этим гарантировано усиление продовольственной инфляции, что подрывает положение потребителей еще сильнее, чем рост цен на энергоносители и электричество. Ориентированное на реального покупателя производство должно сокращаться уже потому, что сокращаются его доходы. Превышение предложения над спросом может в таком случае в какой-то момент повалить рынки, несмотря на программы помощи финансовым игрокам со стороны правительств.
В российской прессе обсуждается развал союза между компаниями «Роснефть» и ВР, что оценивается, как возможное препятствие для освоения севера усилиями российского и иностранного капитала. Но интерес иностранного бизнеса к российским арктическим проектам сохраняется несмотря на распри «Роснефти» и ВР. Связано это, прежде всего, с текущим состоянием мирового сырьевого рынка. Цены на нефть играют решающую роль, а их снижение в ходе коррекции в мае не убедили инвесторов вернуться к осторожной позиции и ждать не столько роста на сырьевых рынках, сколько нестабильности. Как и в первой половине 2008 года, сейчас кажется, будто рост цен на сырье гарантирует рентабельность вложений в разработку арктического шельфа. Даже прогнозы либеральных экономистов осторожного лагеря не предполагают затяжного падения цен на нефть.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин ожидает, что нефть опустится до 60 долларов за баррель, но не застрянет на низком уровне надолго, а вернется к росту. В реальности «черное золото» если и продолжит дорожать, то неминуемо на длительное время уйдет вниз. И связано это с пределами государственной поддержки финансовых рынков при неизменно падающих пока реальных доходах населения. Однако, вложившись в северные месторождения «Роснефть» в ближайшие годы, скорее всего, пожалеет об этом как роковой ошибке. В итоге вложения могут вообще не окупиться, но в режиме ближайших лет они станут дополнительным грузом для компании.
Добывать полезные ископаемые на севере чрезвычайно затратно. Причем затраты требуются прежде всего на создание инфраструктуры, условий необходимых для жизни людей. Норильск является здесь примером дорогого и успешного вложения капиталов, еще советских, в освоение природных богатств севера. Наряду с Россией большие ожидания от работы в северных широтах имеют другие государства. Шансы России и США для развертывания работ достаточно велики, но Китаю придется действовать через структуры других государств и в группу лидеров ему вряд ли удастся выйти. Однако сырье Арктики может обжечь международных игроков совсем не суровыми условиями севера, а убыточностью капиталовложений.