Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин недавно заявил, что после создания ТС стала усиливаться тенденция регистрации российскими предпринимателями своих фирм на территории Казахстана. Шохин обратился к премьеру Путину с просьбой сделать так, чтобы российские законы стали с точки зрения интересов бизнеса не хуже казахских. Иначе, предупредил он, российский бизнес продолжит мигрировать в правовое поле Казахстана. В свете сделанных руководителем РСПП заявлений нельзя забыть и о кампании за изменение Трудового кодекса России, развернутой недавно РСПП. Она четко направлена на расширение прав работодателей, включая облегчение увольнения, и дальнейшее сокращение прав работников и их профессиональных организаций.

Предпочтение части российских коммерсантов регистрировать предприятия в Казахстане говорит о том, что уже сейчас Таможенный союз становится базой для дальнейшей экономической интеграции стран. Проект, по сути, имеет ценность, только если предполагает развитие: унификацию правовых норм, условий для ведения бизнеса и труда. Не менее важна выработка общей экономической политики, а с ней и политики культурного и социального развития стран.

В этих условиях было бы верно не подстраиваться друг под друга, а сразу создавать новую правовую базу Союза. Это позволило бы одновременно устранить недостатки всех правовых систем членов ТС и подвинуть процесс интеграции от таможенного до экономического уровня. Однако недостатки правовых систем не являются однозначной проблемой. То, что видится бизнесу минусом, для трудящихся может быть серьезным плюсом. Не случайно Казахстан одновременно называют как страну с хорошим инвестиционным климатом и почти полным отсутствием общественных свобод. Режим прописки в нем является одним из самых жестких на постсоветском пространстве. Реперссии против оппозиции и социальных движений норма в Казахстане.0

РСПП рекомендует в ряде мест выправить российское законодательство по казахскому образцу – «усовершенствовать» его. Оно, по мнению этой организации, должно стать более удобным для предпринимателей. Недавние выступления РСПП против «излишне» мягких условий труда россиян недвусмысленно говорят о том, с помощью каких решений бизнес предпочел бы улучшить в России инвестиционный климат. О том, что Казахстану стоило бы проститься со многими дикостями в отношении своих граждан и выправить юридические нормы по лучшему (с точки зрения гражданских свобод и трудовых прав) образу никто не желает говорить. Инвестиционный климат – предмет гордости казахских властей. На ужасы его оборотной стороны принято закрывать глаза.

Наивно было бы ожидать, что проблема миграции российских предприятий в Казахстан будет решаться ценой создания общего правового поля по наилучшему в ТС образцу. Скорее всего страны пойдут по более сложному – долгому пути. Россия будет дорабатывать свои законы по казахскому типу, а Казахстан пересматривать некоторые правовые положения под нормы партнера. Такой путь не является рациональным и выдает слабое понимание творцами ТС его потенциала. При этом они отлично понимают, что ТС можно использовать как повод для устранения всех мешающих рыночной либерализации общественных и трудовых прав. Можно предположить, что готовящийся пересмотр Трудового кодекса России будет производиться по казахстанскому примеру или с ориентацией на опыт соседей, включая Беларусь с ее повсеместным распространением 12 месячных трудовых контрактов.

В настоящее время ТС обещает наемным работникам выравнивание не по верхней, а по низкой планке. Он, таким образом, становится аналогом, а не альтернативой ЕС и ВТО. Если российским чиновникам удастся убедить в этом украинских коллег, то это может подвинуть процесс таможенной интеграции. Многое при этом будет еще зависеть от ходов дипломатии ЕС. Но если присоединение Украины к Таможенному союзу станет реальностью, то население Украины следом за россиянами увидит, как хорош «инвестиционный климат» в Казахстане. Большой бизнес сразу найдет как много «расслабляющих» прав и свобод мешает создать в Украине такой же инвестиционный климат как в Казахстане.

Казахстан не случайно считается страной, где созданы оптимальные условия для бизнеса. Коррумпированность режима не рассматривается здесь как помеха для инвесторов. Связано это не только с относительно мягкой налоговой политикой, но и с мощной машиной подавления местного профсоюзного движения, да и любого протеста. Диктатура как форма власти выступает не преградой или отягчающим фактором, а гарантом поддержания выгодного иностранному бизнесу порядка ведения дел. Играет роль и бесправие наемных работников. Уровень жизни в стране очень низкий и это не менее важно.

Еще одна значимая составляющая «хорошего климата», ставка казахских властей на внешние капиталы, а не формирование собственных мощных корпораций, чем отличается Россия. Вместе с тем производство, ориентированное на казахский рынок с образованием ТС получает возможность приблизиться к рынку, перенестись из России в Казахстан. Сокращаются транспортные расходы, но также заметно снижаются расходы на оплату труда. И это чрезвычайно существенно.

Плюсом Казахстана часто называют политическую стабильность в стране. На деле с этим фактором все обстоит сложнее. Страна переживает глубокий социальный кризис, а политический режим не имеет пространства для маневра. Подавление его основной ресурс. Он также не может позволить экономике Казахстана развиваться иначе как по сырьевому, периферийному пути. Не секрет, что инвестиции идут в основном в сырьевой сектор. Казахстан вообще является государством – плохим примером. Выстраивать по его образцу правовые стандарты в рамках Таможенного союза значит подрывать его потенциал как новой основы для экономической интеграции соседних государств. Беда в том, что все режимы-творцы ТС принадлежат к группе плохих примеров. Они консервативны, склонны «решать» свои социальные проблемы путем игнорирования или подавления протестов в зародыше. Этим они мало отличаются от Украины, где, однако, все еще «слишком много свободы».

Если власти Украины пойдут на присоединение к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси то сделают они это не в интересах воссоздания прежней дружбы народов. Выгоды от вхождения в ТС должны будут перевесить вероятные выигрыши от торговой дружбы с ЕС и США. В условиях падения уровня жизни в Западной Европе не приходится ожидать долговременного расширения украинского сырьевого и продовольственного вывоза. При снижении мировых цен на сталь, блокировка с Россией может показаться украинским властям не такой уж неинтересной. Но как и россияне, украинцы должны быть готовы к тому, что присоединение к ТС может быть моментально использовано деловыми элитами как повод для проведения целого комплекса новых непопулярных мер. Попытка догнать Казахстан в вопросе ужесточения трудовых отношений только один пример.

Все это не означает, что Таможенный союз не имеет перспектив или не несет прогрессивных начал. Проблема в том, что реализация его потенциала может быть связанна только с политическими режимами его членов совершенно иного типа, с иной социальной и экономической политикой. Неолиберальная интеграция на постсоветском пространстве не создает условий для устойчивого экономического роста. Она не может довести до конца дело формирования и развития единого рынка. Но то, что уже неолиберальные правительства оказались вынужденными приступить к интеграции, говорит об объективной необходимости этого процесса.

Автор является руководителем Центра экономических исследовани Института глобализации и социальных движений

Популярні новини зараз

Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний

В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари

Показати ще