В Украине тех людей, которые не стали начальники примерно к 30 годам, автоматически записывают в неудачники.

Об этом заявил заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха в интервью Фокусу.

«Есть такое понятие «психологический возраст». Это соотношение реализованного к потенциальному или, проще говоря, прошлого к будущему. В Украине у большинства людей после 30 психологический возраст очень завышен. Воспоминаний у них больше, чем планов, и кажется, что все самые важные события в жизни уже состоялись, а в будущем не предстоит ничего существенного. Зачастую при биологическом возрасте 40 лет, психологический оказывается – 60, а то и больше. У нас считается, что молодой человек должен достичь пика карьеры в 30 лет (на Западе пика карьеры ожидают в 40–50 лет). Того, кто к этому возрасту не выбился в начальники, автоматически записывают в неудачники, да он и сам себя так воспринимает. Тому, кто преуспел и реализовался до 30, тоже приходится несладко, потому что дальше идти некуда», — рассказал социолог.

При этом Головаха отметил, что вскарабкаться на верхние этажи социальной лестницы в нашей стране могут единицы, поскольку для этого надо принадлежать к особому типу людей, способных давить всё и вся своей животной энергией.

«Тот, кто понимает, что на уровнях выше мелкого начальника ему делать нечего, пытается удержаться на достигнутой позиции, а это тяжело, поскольку вокруг полно молодых и рьяных желающих её занять. С каждым годом их становится больше, а он стареет», — сказал эксперт.

Социолог подчеркивает, что восприятие успеха только как достижение человеком руководящих позиций – это рудимент феодализма.

«В феодальной системе можно либо быть чьим-то хозяином, либо принадлежать хозяину. Мы недалеко от этого ушли. Ещё в ХIX веке здесь было совершенно патриархальное сословное общество. Не успело оно превратиться в капиталистическое, как грянула революция. Возникла система, которую называли социалистической, но по существу она была постфеодальной. Глава государства действовал как монарх, а колхозники мало чем отличались от крепостных крестьян. Я когда-то проводил исследование среди школьников, 75% мечтали стать начальниками. Ну не могут же, в самом деле, ¾ населения руководить ¼, должно быть наоборот», — отметил Головаха.