Депутат фракции «Слуга народа» Галина Янченко считает, что некоторые депутаты и активисты очень хорошо навешивают ярлыки, и при этом совсем не разбираются в процессе, обсуждая закон о снятии с депутатов неприкосновенности.
Об особенностях закона и реакции на его принятие Верховной Радой она рассказала в эфире 24 канала.
«Говорить, что кто-то «забетонировал» неприкосновенность – это, извините, полная профанация. Как раз раньше этот процесс был фактически нереальным», – объяснила Янченко.
Она отметила, что ранее генпрокурор должен был приходить на пленарные заседания Рады и просить, чтобы депутаты разрешили начать сбор доказательств, проведение обысков относительно их коллеги. Согласно закону, без согласия как минимум 226 парламентариев он ничего бы не мог сделать.
«Вносить дело в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований – ред.) сможет только генпрокурор. Однако есть люди, которые говорят, что это наделяет его суперполномочиями. Это не так», – сказала депутат.
Отметим, НАБУ и САП обеспокоены тем, что генпрокурор станет единственным человеком в Украине, кто сможет внести сведения о совершении уголовного преступления депутатом в Единый реестр досудебных расследований, и таким образом начать расследование. В САП считают, что данная норма ставит под угрозу независимость детективов НАБУ и прокуроров САП, потому что теперь перед тем, как начать расследование, им необходимо обратиться к генпрокурору, чтобы убедить его внести нужные сведения в Единый реестр.
Вместе с тем, сотрудники НАБУ и САП готовы присоединиться к процессу доработки законопроекта и предложить свои рекомендации.
Янченко отметила, что внесение уголовного дела в ЕРДР – это не право, не особенная привилегия, не подарок, а обязанность. Так, статья 214 Уголовно-процессуального кодекса четко говорит, что прокурор должен сделать это безотлагательно, но не позднее, чем через 24 часа.
По словам «слуги народа», если генпрокурор получил заявление или же сам обнаружил преступление, он должен внести производство в ЕРДР. Однако бывают ситуации, когда некоторые правоохранительные органы злоупотребляют своим долгом, не выполняют нормы и нарушают законодательство.
«В таком случае у нас наработана богатая судебная практика, когда заявитель подает в суд, а тот обязывает правоохранительный орган внести дело в ЕРДР», – отметила политик.
Также она заверила, что разговоры о том, что надо ждать несколько дней, пока генпрокурор отреагирует, если депутат, например, сбил кого-то на дороге или совершил убийство – это ложь.
Депутат подчеркнула, что в законопроекте учли важную правку: если народный избранник совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, связанное с применением насилия или повлекшее за собой смерть человека, тогда депутата можно арестовать даже на месте преступления. Не нужно получать никакие дополнительные разрешения.
Напомним, НАБУ и САП призвали Зеленского ветировать закон о неприкосновенности с нардепов. В правоохранительных органах считают, что закон приведет к снижению эффективности расследований возможных преступлений депутатов.
"Чистой воды афера": Попенко объяснил, кто и как пилит деньги на установке солнечных батарей
Морозы до -6, снег, дождь и сильный ветер: жителей Киевщины предупредили об опасной погоде
Путин признал применение новой баллистической ракеты против Украины
В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram