Пытаясь найти выходи из плачевного состояния, украинские банки все активнее «подтягивают» ставки по депозитам к уровню учетной ставки НБУ (30%), обещая компенсировать вкладчикам уже до 25–30% годовых.

Об этом в статье на Зеркале недели пишет экономический обозреватель Юлия Самаева.

Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что чем выше стоимость привлечения депозитов, тем выше кредитные ставки, недоступнее сами кредиты и убыточнее банки, которым спустя время будет просто не из чего возвращать те депозиты, которые они привлекали.

«Сложно рассматривать ситуацию в целом. Если раньше могли применяться общие подходы, и банки придерживались какой-то общей стратегии, то сейчас ситуация иная. У каждого банка своя проблема ликвидности, которую каждый решает, исходя из своей программы привлечения ресурсов. В большинстве случаев речь идет о короткой ликвидности, то есть о деньгах, которые быстро приходят и быстро уходят. Длинных ресурсов практически нет, и привлечь их очень сложно. Исходя из этого, правление банка принимает решение, под какой процент они могут привлечь средства. Единой модели для всех в этом вопросе нет и не может быть. Дорого это или дешево, тоже зависит от каждого конкретного банка, от того, куда эти средства направили, есть ли у банка розница, сколько в нее вкладывается денег, сколько составляет доход. Если это 36–38%, тогда стоимость привлечения может быть высокой, — рассказал ZN.UA Анатолий Гулей, руководитель Украинской межбанковской валютной биржи. — В данный момент речь не идет о прибыли. Цель, которую ставят перед собой банки, — это сохранение капитала. Уже 21 месяц из банковской системы уходят депозиты, это говорит об одном: рассчитывать на ресурсы населения невозможно, рассчитывать можно на ресурсы юрлиц и акционеров. Люди не несут деньги ни под высокую процентную ставку, ни под низкую, продолжая забирать вклады под любым предлогом».

По словам эксперта, поскольку кредитования как такового сейчас не существует, банки зарабатывают деньги на рассчетно-кассовом обслуживании, обслуживании счетов физлиц, обмене валют. Они проводят сокращения персонала, филиальных сетей, расходов. Вот только этих мер явно недостаточно для того, чтобы компенсировать потерю основного заработка.

Индекс ставок по депозитам физлиц (рассчитывается исходя из «классических» депозитов 20 ведущих комбанков Украины) на 24 июня составил почти 22% для годовых гривневых вкладов и 20,8% — для трехмесячных (табл. 5). Это, грубо говоря, средняя температура по палате, на рынке есть депозиты и по 25%, и по 28%. Причем с учетом «дополнительных льгот» реальная эффективная ставка уже зашкаливает за 30% годовых.

Platinum Bank предлагает компенсировать налог на депозиты при оформлении вклада на 18 месяцев, суля клиентам «чистую» ставку в 25% годовых. С учетом уплаты банком 20% от процентных доходов по депозиту и 1,5% военного сбора реальная доходность этого вклада превышает 30% годовых. Но если Platinum — это банк средней руки (с депозитами физлиц «всего» 5,17 млрд на 1 апреля 2015 г.), то проводивший такую же акцию «Приват» — безоговорочный лидер по объему привлеченных средств населения (121,2 млрд на ту же дату, или 26,4% от показателя всей системы). Приватбанк, несомненно, является «законодателем мод» на рынке, формируя его ключевые тренды. За время действия акции (месяц) банку удалось привлечь около 1,5 млрд грн депозитов физлиц.

«Результат отличный, с точки зрения маркетологов. Но возникает закономерный вопрос: как в среднесрочной перспективе банки будут возвращать такие дорогие деньги? Неужели экономическая ситуация в Украине способствует существованию бизнесов с доходностью в 30% годовых и выше? Понятно, что эти ресурсы — лишь часть пассивов учреждения, а их средневзвешенная стоимость значительно ниже. Но ведь эти конкретные деньги имеют очень даже конкретную заоблачную цену. И чем ее покрывать? На что рассчитывает банк, их привлекая? В новые рыночные кредиты эти деньги точно не пойдут — занимать под такие проценты нормальный бизнес не в состоянии. Тогда на что? Покрытие каких-то очень важных обязательств? Перекредитование бизнесов акционеров? Новые спекуляции на валютном рынке?» — задается вопросами автор статьи.

Тем временем рост процентных ставок по депозитам усугубляет проблемы банкиров, значительно увеличивая процентные расходы финучреждений. Однопроцентное повышение ставки по депозитам физических лиц — это в целом для системы более 3 млрд грн в год дополнительных расходов. За последний год процентные ставки по депозитам физических лиц выросли в среднем на 5 процентных пунктов. Поскольку адекватных компенсаторов в доходной части нет (за исключением разве что валютных спекуляций), картина получается удручающей, а признаки формирования новых пузырей и пирамид — очевидны.

«Принципиальное отличие банков от финансовых пирамид как раз в том, что они кредитуют реальный бизнес и население, благодаря чему подпитывают экономику. Впрочем, механизмы работы легальных финучреждений и пирамид настолько схожи, что перейти тонкую грань банкиры могут без особых трудностей. Именно тут решающую роль должен играть Нацбанк, который осуществляет надзор за банками и должен пресекать подобные явления. Но, несмотря на то, что НБУ регулярно мониторит депозитные ставки и другие финансовые показатели финучреждений, в набат пока никто не бьет», — пишет Самаева.

Представители рынка и его профильных ассоциаций чувствуют себя в этой ситуации значительно менее комфортно.

«Безусловно, привлечение такого дорогого ресурса — это мина, подкладываемая под еще ослабленную, недореформированную банковскую систему. Национальный банк обязан реагировать на высокорисковые операции, осуществляемые коммерческими банками, исходя из тех инструментов, которые у него есть. Нужно изучать международный опыт, что, например, делали в таких случаях Польша, Румыния, Россия. Инструментов влияния много. В других странах центробанки выносят предупреждения банкам, ведущим такую деятельность, или принимают решения о временном или частичном ограничении лицензии на проведение определенных операций, — рассказал ZN.UA Роман Шпек, член совета НБУ, глава совета Независимой ассоциации банков Украины. — При таких ставках какое будущее у банковского сектора? Нельзя, принимая во внимание интересы одного или нескольких банков, пренебрегать интересами всей банковской системы. НБУ может стать заложником собственного бездействия в отношении отдельных игроков рынка и сделать заложниками сложившейся ситуации все остальные банки».

Эксперты рынка вспоминают, что аналогичная ситуация уже была, и не далее как в прошлом году. Тогда «Дельта Банк» проводил аналогичную политику, обещая золотые горы вкладчикам. И тоже при попустительстве регулятора. Чем все закончилось, известно — 2 марта банк был отнесен к категории неплатежеспособных.

Популярные статьи сейчас

Зеленский встретился с главой ЦРУ Бернсом: война закончится

Украинцам придется регистрировать домашних животных: что изменится с нового года

Водителей в Польше ждут существенные изменения в 2025 году: коснется и украинцев

Паспорт и ID-карта больше не действуют: украинцам подсказали выход

Показать еще