На заседании Сената 11 января Рекс Тиллерсон долго пытался убедить скептиков в том, что его прошлые отношения с Владимиром Путиным не станут причиной его наивной и слабой политики в отношении Кремля.
Об этом в статье для Atlantic Council пишет бывший посол США в Украине Джон Хербст, замечая, что это было заметно с самого начала, передает ZN.UA.
Он сказал, что Америке нужно без иллюзий смотреть на отношения с Москвой. И что Россия представляет опасность, а американские союзники правы, что боятся ее. Он отчитал Москву за аннексию Крыма и вторжение в Украину. Несмотря на то, что с Россией можно сотрудничать там, где ее интересы совпадают с американскими, по словам Тиллерсона, Вашингтон должен жестко отстаивать интересы Амеирки и ее союзников, а Россия «должна ответить за свои действия».
Хотя заявления кандидата в Госсекретари были громкими, они не были чем-то чрезвычайным, по понятным причинам. Однако он столкнулся с острыми вопросами от сенаторов, которые сомневаются в его взглядах на Украину и Россию.
Хербст пишет, что ответы Тиллерсона были сильными, а иногда специфическими. В отношении Украины он сказал, что слабый ответ Запада на аннексию Крыма в 2014 году поощрил Россию начать военную операцию в Донбассе. Когда его спросили, что США следовало сделать в ответ, он ответил, что стоило передать оборонительное летальное оружие и предоставить Киеву оперативные разведывательные данные.
«Конечно же, слова Тиллерсона были не о том, что США должны сделать теперь. Но они открывают возможность того, что администрация Трампа может обеспечить Украину более серьезной поддержкой в борьбе против агрессии Кремля, чем предшественники», — считает Хербст.
Относительно санкций, позиция Тиллерсона оказалась неоднозначной. С одной стороны он признал, что санкции — это «важный инструмент» сдерживания негативного поведения. А с другой — заявил, что они вредят американскому бизнесу. Его окончательной репликой было то, что статус-кво в вопросе санкций нужно сохранить, пока он не изучит ситуацию лучше. По мнению Хербста, скоро мир узнает, какую позицию администрация Трампа занимает относительно санкций. Поскольку их действие закончится в марте, если администрация не продлит их.
«Если агрессия Москвы в Украине продолжится, не продлить действие санкций было бы признаком слабости», — считает экс-посол США в Украине.
Тиллерсон также заверил, что поддерживает «Акт Магнитского», предусматривающий санкции против ряда граждан России за нарушение прав человека и демократических норм. Он также подтвердил, что привержен к идее введения так называемого «Глобального акта Магнитского об ответственности за нарушение прав человека». В то же время, он отклонил вопрос республиканца Марко Рубио о том, считает ли он Путина «военным преступником».
По мнению Хербста, в Сенате Тиллерсон показал, что он реально оценивает опасность, которую представляет ревизионистская политика Путина, и что он поддерживает идею укрепления НАТО и американского лидерства. Заявления, которые Тиллерсон сделал, дают возможность догадываться, какую политику будет проводить администрация Трампа. Но не стоит воспринимать их как гарантию.