Введение валютных ограничений, обвал национальной валюты и проведение аукционов по голландскому принципу, блокировка импорта, фактический запрет кредитования и провоцирование дальнейшего сокращения банковской системы, а также замораживание сотрудничества с МВФ являются ключевыми провалами Валерии Гонтаревой на посту главы Национального банка Украины.
Об этом говорится в статье издания «Левый берег «.
Журналист издания поясняет, что каждый из провалов в работе главы центробанка сыграл дополнительную роль в сегодняшнем состоянии экономики страны.
«В Украине валютные ограничения действуют уже более года. Что, во-первых, привело к дальнейшей потере доверия населения к банковскому сектору, оттока депозитов (в первую очередь валютных) и, как результат, увеличение убытков банковской системы. Во-вторых, к формированию теневого рынка купли-продажи валюты, дальнейшей долларизации экономики и уменьшение валютных поступлений в страну», — пишет он.
Что касается курсовой политики, то основным средством поддержания курса остается продажа Нацбанком СКВ на межбанке.
«Результатом отсутствия действенных механизмов по поддержанию стабильности нацвалюты и хаотических продаж СКВ на межбанке стало провоцирование панических настроений и дальнейшее обесценивание гривны на фоне разбазаривания золотовалютных резервов», — отмечает автор.
Не сработало в нужном русле и постановление об ограничениях импорта.
«Документ вступил в силу, когда курс гривны уже существенно просел. Большинство схем, которые перекрыл НБУ, на тот момент в определенной степени утратили актуальность. Ограничение НБУ на движение капитала (запрет на выплату дивидендов, выплаты в связи с возвратом инвестиций и т. Д.) нарушил положения как внутреннего законодательства по защите иностранных инвестиций, так и подписанных Украиной международных договоров», — считает журналист.
Еще один провал касается блокировки кредитования путем введения нового порядка оценки кредитных рисков.
«По предварительным подсчетам, объемы потенциального избыточного формированию резервов могут достичь 130-150 млрд гривен. При том что, капитализация по результатам стресс-теста растянута на 3 года, а по новым правилам НБУ по оценке кредитных рисков докапитализировать банки придется немедленно. Тем самым, во-первых, НБУ провоцирует ухудшение качества кредитного портфеля. Во-вторых, новые правила заставят банки свернуть кредитование ряда групп заемщиков, так как чрезмерно обесцениваются или полностью игнорируются различные виды залогов кроме «твердых», — отмечает он.
Замораживание сотрудничества с МВФ стало пятым провалом главы НБУ. По мнению журналиста, причиной такого решения со стороны МВФ стало невыполнение Украиной так называемых «сигнальных» показателей, один из которых — уровень чистых золотовалютных резервов (т.е. без кредитов МВФ).
«За прошлый год НБУ должен увеличить чистые зотовалютные резервы на 2,098 млрд долларов. По информации СМИ, в 3 квартале Нацбанк не выполнил промежуточные показатели на 167 млн долларов. В четвертом же квартале, по программному сценарию, Нацбанк должен был купить еще более 2 млрд долларов. В реальности НБУ приобрел только 254 млн в октябре, а в ноябре — продавал валюту. На 1 декабря 2015 г. чистые золотовалютные резервы не только не выросли, а уменьшились на 0,6 млрд долларов. И достигли критического уровня 12 млрд. Для сравнения: в 2013 году чистые золотовалютные резервы Украины были на уровне 15,2 млрд долларов. Поэтому, даже если кредиторы признают бюджет-2016 сбалансированным, очередные транши Украине вряд ли увидит», — считает автор статьи.
Он также добавил, что в Украине не работает система банковских кураторов.
В Украине идет "антициклон будущего": Диденко сообщила о потеплении до +15
ПриватБанк дал советы владельцам старых платежных карт
CNN спрогнозировали действия Путина в случае победы Трампа
В Украине отменили ограничения на пересдачу водительского экзамена: что изменилось
«Во-первых, кураторы в большинстве случаев останавливают платежи юридических лиц и перенаправляют средства на обслуживание физических лиц. В результате уже в течение недели юридические лица выставляют платежи на выход из банка. Во-вторых, кураторы часто работают в пользу отдельных физических лиц по выводу средств из банка. В результате ни один банк, в который был введен куратор с целью оздоровления не «выжил». По ряду банков, которые задерживали платежи и не возвращали деньги, однако получали рефинансирования и стабилизационных кредитов от НБУ, а в итоге переданы под опеку Фонда гарантирования вкладов, проводились расследования со стороны силовых структур. Хотя все это происходило именно во время работы в банках кураторов», — подытоживает автор.