Мартин Рис, известный британский космолог, смело утверждает, что ускорители частиц могут привести к катастрофе.

Ускорители частиц вроде Большого адронного коллайдера разгоняют частицы до невероятно высоких скоростей, затем сталкивают их и наблюдают за распадом. Эти высокоскоростные столкновения помогли открыть множество новых частиц, но Рис уверен, что стоит учитывать и сопутствующие риски.

В своей новой книге On the Future: Prospects for Humanity («О будущем: перспективы человечества». — Перевод автора) доктор Мартин Рис делает мрачные прогнозы.

«Возможно, сформируется черная дыра, а затем она втянет в себя все, что ее окружает, — пишет он. — Другая пугающая возможность — в том, что кварки переформируются в сжатые объекты, известные как страпельки. Само по себе это безобидно. Однако, по одной из гипотез, страпелька может трансформировать все что угодно на своем пути в новую форму материи, преображая Землю в сверхплотную сферу диаметром около ста метров».

И это еще не все. Третий способ, которым ускорители частиц могут уничтожить Землю, согласно Рису, — «катастрофа, поглощающая само пространство».

«Пустое пространство — то, что физики называют вакуумом — больше, чем просто ничего. Это область, в которой происходит все. Она заключает в себе все силы и частицы, обуславливающие физический мир. Сегодняшний вакуум может быть хрупким и нестабильным, — пишет космолог. — Некоторые спекулировали, что сконцентрированная энергия, получаемая при столкновении частиц, может спровоцировать «фазовый переход», способный разорвать ткань пространства. Это стало бы космическим бедствием, а не только земным».

Звучит прямо ужасающе. Но стоит ли нам волноваться? Безусловно, умные люди, работающие на БАК, могут это прояснить.

«Группа безопасности (LHC Safety Assessment Group, или LSAG) подтверждает и расширяет заключения доклада 2003 года о том, что столкновения на БАК не представляют опасности и что нет причин для беспокойства, — пишет ЦЕРН на своем веб-сайте. — Что бы ни делал БАК, природа проделывала это неоднократно на протяжении всей жизни Земли и других астрономических тел».

Это очень важный пункт. Космические лучи, по сути, — природные версии того, что делает БАК и другие ускорители частиц. И эти лучи попадают в Землю постоянно. Что касается страпелек, то команде, работающей на БАК, тоже есть что сказать.

«Могут ли страпельки слиться с обычной материей и сделать ее странной? Этот вопрос впервые был поднят перед запуском RHIC (Релятивистский коллайдер тяжелых ионов. — Прим. ред.) в 2000 году в США, — объясняют ученые. — Исследование, проведенное тогда, показало, что причин для беспокойства нет, а RHIC работает вот уже восемь лет — ищет страпельки и ни одной пока не зарегистрировал».

Даже великий ученый современности Стивен Хокинг в последние годы жизни «благословил» ускоритель частиц:

«Миру не придет конец, когда БАК запустят. БАК абсолютно безопасен. Столкновения, высвобождающие гораздо большую энергию, происходят миллионы раз каждый день в земной атмосфере, и ничего ужасного не случается», — утверждал Хокинг.

Однако доктор Рис отчасти прав. Как он объясняет, у многих научных прорывов есть риски, но это не означает, что исследования необходимо прекратить.

Популярные статьи сейчас

В Раде объяснили, кто из мужчин сможет получить загранпаспорт за границей

Пентагон обнародовал "миллиардный" пакет помощи: Украина получит ракеты ПВО, РСЗО, бронетехнику и не только

Британия переводит оборонную промышленность на военные рельсы

Украинцам назвали главных "пожирателей" электроэнергии среди приборов

Показать еще

«Инновации зачастую опасны, но если мы не будем рисковать, то от этого не будет никакой пользы, — пишет Мартин Рис. — Тем не менее физикам стоит быть осмотрительнее относительно экспериментов, создающих беспрецедентные условия, — даже в космосе. Многие из нас часто считают эти риски не более чем научной фантастикой, но, учитывая ставки, их не стоит игнорировать, даже если они крайне маловероятны».

Источник: naked-science.ru

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.