Мартин Рис, известный британский космолог, смело утверждает, что ускорители частиц могут привести к катастрофе.
Ускорители частиц вроде Большого адронного коллайдера разгоняют частицы до невероятно высоких скоростей, затем сталкивают их и наблюдают за распадом. Эти высокоскоростные столкновения помогли открыть множество новых частиц, но Рис уверен, что стоит учитывать и сопутствующие риски.
В своей новой книге On the Future: Prospects for Humanity («О будущем: перспективы человечества». — Перевод автора) доктор Мартин Рис делает мрачные прогнозы.
«Возможно, сформируется черная дыра, а затем она втянет в себя все, что ее окружает, — пишет он. — Другая пугающая возможность — в том, что кварки переформируются в сжатые объекты, известные как страпельки. Само по себе это безобидно. Однако, по одной из гипотез, страпелька может трансформировать все что угодно на своем пути в новую форму материи, преображая Землю в сверхплотную сферу диаметром около ста метров».
И это еще не все. Третий способ, которым ускорители частиц могут уничтожить Землю, согласно Рису, — «катастрофа, поглощающая само пространство».
«Пустое пространство — то, что физики называют вакуумом — больше, чем просто ничего. Это область, в которой происходит все. Она заключает в себе все силы и частицы, обуславливающие физический мир. Сегодняшний вакуум может быть хрупким и нестабильным, — пишет космолог. — Некоторые спекулировали, что сконцентрированная энергия, получаемая при столкновении частиц, может спровоцировать «фазовый переход», способный разорвать ткань пространства. Это стало бы космическим бедствием, а не только земным».
Звучит прямо ужасающе. Но стоит ли нам волноваться? Безусловно, умные люди, работающие на БАК, могут это прояснить.
«Группа безопасности (LHC Safety Assessment Group, или LSAG) подтверждает и расширяет заключения доклада 2003 года о том, что столкновения на БАК не представляют опасности и что нет причин для беспокойства, — пишет ЦЕРН на своем веб-сайте. — Что бы ни делал БАК, природа проделывала это неоднократно на протяжении всей жизни Земли и других астрономических тел».
Это очень важный пункт. Космические лучи, по сути, — природные версии того, что делает БАК и другие ускорители частиц. И эти лучи попадают в Землю постоянно. Что касается страпелек, то команде, работающей на БАК, тоже есть что сказать.
«Могут ли страпельки слиться с обычной материей и сделать ее странной? Этот вопрос впервые был поднят перед запуском RHIC (Релятивистский коллайдер тяжелых ионов. — Прим. ред.) в 2000 году в США, — объясняют ученые. — Исследование, проведенное тогда, показало, что причин для беспокойства нет, а RHIC работает вот уже восемь лет — ищет страпельки и ни одной пока не зарегистрировал».
Даже великий ученый современности Стивен Хокинг в последние годы жизни «благословил» ускоритель частиц:
«Миру не придет конец, когда БАК запустят. БАК абсолютно безопасен. Столкновения, высвобождающие гораздо большую энергию, происходят миллионы раз каждый день в земной атмосфере, и ничего ужасного не случается», — утверждал Хокинг.
Однако доктор Рис отчасти прав. Как он объясняет, у многих научных прорывов есть риски, но это не означает, что исследования необходимо прекратить.
Українці щодня демонструють свій незламний дух - Трюдо
Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз
“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
«Инновации зачастую опасны, но если мы не будем рисковать, то от этого не будет никакой пользы, — пишет Мартин Рис. — Тем не менее физикам стоит быть осмотрительнее относительно экспериментов, создающих беспрецедентные условия, — даже в космосе. Многие из нас часто считают эти риски не более чем научной фантастикой, но, учитывая ставки, их не стоит игнорировать, даже если они крайне маловероятны».
Источник: naked-science.ru
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.