Новое украинское правительство, которое Верховная Рада утвердила на прошлой неделе, не так интересно людьми, которые в него вошли, как наоборот.

Украинский эксперимент с привлечением иностранных реформаторов и профессионалов из частного сектора в Кабмин официально можно считать завершенным и, похоже, он провалился.

Об этом на страницах Bloomberg View пишет обозреватель Леонид Бершидский, напоминая, что президент Петр Порошенко протолкнул на должность премьера своего протеже и спикера парламента Владимира Гройсмана.

В конце концов, все правительство теперь состоит в основном из лояльных к Порошенко чиновников. Все менее популярный президент-бизнесмен пытается консолидировать власть так, как беспомощный Генпрокурор Виктор Шокин когда-то. Автор напоминает также, что Гройсман на этапе переговоров несколько раз отказывался занимать пост премьера, требуя выполнения его условий.

Однако эти сообщения следует рассматривать как маневр, поскольку Порошенко хочет, чтобы Гройсман выглядел независимым в глазах Вашингтона, который опасается, что украинский президент пытается монополизировать власть. Бершидский напоминает, что Гройсман был популярным мэром Винницы, сделав бюрократические услуги более удобными для горожан, отремонтировав дороги и обновив общественный транспорт.

Однако, пока он стоял во главе города, его семья построила большой торговый центр на долги, которые Гройсман так и не погасил. Поэтому новый украинский премьер – типичный политик: хитрый и способный, но в то же время сконцентрированный на собственных интересах. Также в новый Кабмин вошли некоторые чиновники из винницкой команды Гройсмана. В то же время, иностранные реформаторы и инвестиционные банкиры, которые работали в правительстве Яценюка, теперь ушли. Бывший премьер-министр Словакии Иван Миклош отказался становиться министром финансов Украины через проблемы гражданства и согласился занять роль советника.

«Период с 2014 до 2015 года был романтичным временем для людей с западным образованием и опытом в Украине. Тогда профессионалы соглашались прервать свою карьеру в частном секторе и работали фактически бесплатно, рассчитывая выиграть более важную ставку – лучшее будущее для Украины и свою репутацию», — пишет Бершидский. Он добавляет, что все же отдельно и все вместе они не смогли изменить гнилую украинскую постсоветскую систему.

«Они поняли, что Украина – это страна, где политический и бюрократический истеблишмент знает, как заставить чужака иметь странный вид и чувствовать себя по-дурацки: они не хотели или не имели возможности продолжать плыть против течения», — комментирует обозреватель. Он добавляет, что люди, которые работают в условиях постсоветских систем не менее умные или талантливые, чем опытные менеджеры из частного сектора. Единственная разница в том, что чиновники обычно «ставят свои интересы выше общественных». Поэтому, по мнению Бершидского, любые реформы не удастся воплотить, пока самоотверженные романтики не будут составлять большинства в правительстве, или же пока более сильные страны не начнут больше заставлять Украину развиваться, чем они делают это сейчас.

Источник: ZN.ua