Главный вывод, который до настоящего момента физики LHC пытались держать в секрете, — бозон Хиггса, наконец, пойман. Обнародованы две цифры — масса частицы в 125-126 гигаэлектронвольт, что примерно в 130 раз тяжелей протона, и статистическая достоверность результата — 5 сигм. Представители ЦЕРНа аккуратно напомнили, что одна сигма на языке физиков означает недостоверный результат, который можно объяснить флуктуаций, три сигмы — «наблюдение», а пять сигм — окончательное открытие эффекта.
Собственно, у физиков действительно есть повод гордиться. После полосы препятствий и неудач, сопровождавших строительство суперколлайдера, и тяжелой аварии вскоре после его пуска, огромный коллектив ученых сумел в неожиданно короткие сроки поймать самую главную частицу, которую искали уже полвека. Никто не ожидал от многонациональной армии теоретиков, экспериментаторов, инженеров, компьютерщиков такой слаженной работы.
На пресс-конференции, в частности, поднимался вопрос о том, что два гигантских детектора, CMS и ATLAS, занимающиеся поисками бозона Хиггса, — это много, а конкуренция, неизбежно возникающая между двумя командами, могла помешать открытию. Генеральный директор ЦЕРНа Рольф Хейер подтвердил, что конкуренция была, но она сопровождалась постоянной кооперацией обеих команд, без которых открытия могло бы не быть. Не без юмора он назвал это состояние ожесточенной дружбы coopetition, что на русский язык можно перевести как «кооперенция». И действительно, поначалу цифра в 5 сигм не выходила ни у одной команды. У «Атласа», который вслед за CMS обнаружил сигнал от бозона Хиггса, были проблемы со статистической достоверностью, и сигма у них не поднималась выше 4,5. Был момент, когда она вообще упала почти до тройки. И только объединив результаты наблюдений, команды обоих детекторов смогли добиться желанной пятерки.
То, что на LHC обнаружена новая частица, — достоверный факт. Остаются формальные сомнения в том, что это действительно бозон Хиггса, хотя его нашли именно там, где и ожидалось. Склонный к юмористическим сравнениям Рольф Хейер охарактеризовал ситуацию так: «Представьте себе, что на очень большом расстоянии вы увидели человека, в котором признали близкого друга. Но вы не уверены в том, что это действительно он, а не его двойник, для этого надо подойти к нему поближе и повнимательней рассмотреть. Иначе говоря, нам предстоит большой набор статистики».
По материалам: CNews