Сообщения об ожесточенных боях в минувшие выходные под Донецком не на шутку обеспокоили Берлин.
Эскалация конфликта на востоке Украины стала в понедельник, 19 января одной из тем встречи министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе, а также телефонных переговоров, которые в этот же день вел из бельгийской столицы со своими коллегами в Москве и Киеве глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier).
Он, в частности, считает, что уже на этой неделе следует принять решение о том, имеет ли смысл проводить в Астане новую встречу в так называемом «нормандском» формате, то есть, лидеров Германии, Франции России, Украины.
Призыв Штайнмайера
Такой саммит намечался еще на прошлой неделе. А не состоялся он потому, что ни высокопоставленным дипломатам четырех стран, ни министрам иностранных дел так и не удалось преодолеть имеющиеся разногласия, чтобы подготовить к подписанию хоть какую-нибудь договоренность по имплементации минского протокола от сентября прошлого года.
Ход таких переговоров Штайнмайер назвал «разочаровывающим» и призвал в понедельник в Брюсселе «решить, находимся ли мы на пути к проведению саммита или нет». Корреспондент DW попросил на правительственной пресс-конференции 19 января представителя МИД ФРГ уточнить, к кому обращался со своим призывом министр. Может быть, и к канцлеру Ангеле Меркель (Angela Merkel)? Ведь это именно она сделала условием своего участия в «нормандском» саммите реальную перспективу достижения на нем «зримого прогресса» хотя бы по отдельным спорным пунктам имплементации минского протокола.
«Призыв министра иностранных дел, — улыбнулся в ответ Мартин Шефер (Martin Schäfer), — разумеется, не был обращен к канцлеру. Оба теснейшим образом сверяют и координируют свои позиции по вопросу востока Украины с тех пор, как он оказался на повестке дня». Причем, добавил он, происходит такая координация, как правило, ежедневно и относится, в том числе к «поиску дипломатических и политических решений, таких, как возможная конференция в Астане в «нормандском» формате».
Потенциал эскалации не исчерпан
Значит, никакого диссонанса между консервативным канцлером и ее министром — социал-демократом нет. Ситуацию в Донбассе оба оценивают одинаково. Говоря от имени всего немецкого правительства, Мартин Шефер заявил, что положение в этом регионе подтверждает те опасения, которые официальный Берлин высказывает уже на протяжении нескольких недель и даже месяцев.
«Потенциал военной эскалации, а вместе с ним и потенциал политической эскалации кризиса на востоке Украины еще далеко не исчерпан, — заявил он. — Поэтому неслучайно федеральное правительство уже давно — и особенно интенсивно с октября-ноября прошлого года — настаивает на прогрессе в деле реализации положений минских договоренностей».
Без импульсов, побуждающих соблюдать режим прекращения огня и искать политические решения, убеждены в Берлине, неминуемо возрастает риск возобновления военных действий, что подтверждают события минувших выходных.
По оценке немецкого правительства, в настоящий момент ситуация на востоке Украины, подчеркнул Шефер, возвращается к той, которая была в июле или первой половине августа прошлого года, когда «были не только ежедневные потери с обеих сторон, но и угроза открытых военных действий между двумя соседними государствами».
Выдвинули два жестких условия: поляки снова начали забастовку на границе с Украиной
Зеленский упрекнул депутатов Верховной Рады за "выходной" 22 ноября
"Чистой воды афера": Попенко объяснил, кто и как пилит деньги на установке солнечных батарей
В Украине начали действовать новые правила покупки валюты: как теперь обменять доллары
Кто должен контролировать Донецкий аэропорт?
Один из главных камней преткновения — если не самый главный — на переговорах по имплементации минского протокола — это так называемая демаркационная линия или линия фронта, контакта, разделяющая территории, находящиеся под контролем сепаратистов — с одной стороны и украинского правительства — с другой. Именно от этой линии должны были быть отведены тяжелые вооружения, а вдоль нее создана буферная зона.
Проблема в том, что та линия, которая была зафиксирована в сентябре в минском протоколе, более не существует. Какие-то участки за минувшее время захватили сепаратисты, на других продвинулись вперед силовики. «Мы исходим из того, что зафиксированная в сентябре линия, — сказал Шефер, — не соответствует фактическому положению дел на территории в несколько сот квадратных километров».
А известно ли правительству Германии, к чьей «территории» относится — или должен, согласно минскому протоколу, относиться — Донецкий аэропорт, за который, по сообщениям информационных агентств, в последние дни и разгорелись ожесточенные бои?
Судя по всему, известно. «Изменилось прохождение этой линии и в месте, где расположен аэропорт», — ответил представитель МИД ФРГ. Он, однако, не захотел вдаваться в подробности и «выступать от имени представителя четвертой, непричастной к конфликту страны, с докладом о прохождении демаркационной линии».
Германия, пояснил Мартин Шефер, не относится к числу подписавших минский протокол, переговоры в Минске проходили при участии ОБСЕ и «в ОБСЕ прекрасно знают, какая там была достигнута договоренность».
Источник: DW