Первый заместитель главы Национального банка Украины Екатерина Рожкова заявила, что ситуация на валютном рынке стабилизируется, а решение о запрете для обменников публиковать курс валют на табло приносит положительные результаты.
Об этом она сказала в эфире телемарафона.
Курс валют в обменниках
"Запрет публиковать курс (в обменниках, - ред.) было одним из решений в комплексе, когда мы подошли к регулированию наличного валютного рынка. Наше решение имеет целый комплекс требований к небанковским обменным пунктам, в том числе требования, которые должны обезопасить клиентов и кассиров, требования по проведению операций с обязательным использованием РРО", - отметила Рожкова.
Она добавила, что решение о запрете публикации курса валют основано на нескольких причинах. Первой причиной она назвала то, что НБУ зафиксировал, что курс на табло часто не соответствовал реальному, то есть клиентов вводили в заблуждение. Кроме того, после решения НБУ некоторые обменники начали разгонять спекулятивный курс.
Курс валют в банках
В НБУ добавили, что сейчас турбулентность на наличном рынке улеглась, рынок успокоился. В частности это связано с разрешением банкам предлагать больше валюты. В частности сейчас рассматривается возможность открытия отделений банков в выходные, чтобы снизить ажиотажный спрос.
Валютные ограничения и их отмена
Рожкова объяснила, почему в начале войны был установлен запрет на то, что курс в обменниках и банках не может быть ниже официального.
"В первые дни было очень много страшных вещей и людям, чтобы переехать куда-то, нужна была гривна. Они сдавали доллары, которые имели, и мы увидели, что некоторые пункты валют принимают доллары по очень заниженному курсу. Было установлено 29,25 гривен за доллар - курс НБУ, а принимали по курсу 24-25 гривен", - рассказала она.
Налог на импорт
Кроме того, она объяснила, что налог в 10% на импорт, который планируют ввести в Украине, объясняется тем, что Украина тратит больше международных резервов, чем получает. Также более чем на 400% сократился экспорт, а вот импорт почти сравнялся с довоенным уровнем.
"В условиях, когда есть большой дефицит бюджета, конечно, надо применять какие-то дополнительные механизмы. Мы вместе с Министерством финансов смотрели на опыт других стран и считаем, что дополнительный налог смог бы решить одновременно две эти проблемы (дополнительное поступление в бюджет и снижение давления на наши международные резервы)", - пояснила Рожкова.