Культовый фильм «Ирония судьбы, или с Легким паром» вдохновил уже немало графоманов на написание разной степени серьезности текстов с анализом поведения персонажей и среды их обитания.
Внесу и я свои 5 копеек в большое общее дело осознания, что именно нас так привлекает в этой несложной бытовой истории времен «развитого социализма».
Юрий Романенко предположил, что нахальное поведение нетрезвого Лукашина является прообразом дальнейшей истории заката совка и постсоветского 20-летия. Однако позволю себе с его авторитетным мнением не согласиться, и вот почему:
Для экстраполяции поведения персонажей и их идейных потомков стоило бы разобраться откуда, так сказать, растут ноги у того сборного Лукашина (Нади, Ипполита и пр. персонажей), какое положение они занимали на момент событий, описанных в фильме, и как может сложиться их судьба в будущем (которое для нас уже недалекое прошлое). Методы исследования могут быть самыми разнообразными, но мой конек — кастовый анализ, т.е. исследование места и роли различных архетипических групп (каст) в рамках большой социальной группы (в данном случае — населения СССР и постсоветских стран). Оттолкнувшись от классификации людей по кастам (архетипам сознания) на 4 основных группы, можно проанализировать мотивацию персонажей и, соответственно, предсказать их дальнейшую судьбу. Итак, как известно, люди делятся на следующие 4 основных кастовых архетипа:
1. Шудры (рабочие/крестьяне)
2. Вайшью (торговцы/коммуникаторы)
3. Кшатрии (воины/управленцы)
4. Брахманы (жрецы/работники умственного труда)
Архетипические касты не совпадают с индийскими традиционными Варнами со сходными названиями, т.к. принадлежность к Варне является наследуемым социальным признаком и далеко не всегда соответствует реальному состоянию сознания конкретного человека
Касты 1 и 2 редко встречаются в советском кино и в искусстве вообще (кроме некоторых специфических жанров), не очень-то они интересны творцам. Перебирая в памяти фильмы Рязанова, я не вспомнил там ни одного шудры, да и торговцев было немного: разве что товарищ Огурцов (Карнавальная ночь) да Шурочка из профсоюза (Служебный роман). Нет их и в «Иронии». Хотя определенную роль в событиях они все же сыграли.
Итак, для начала определим кастовую принадлежность наших героев:
Лукашин и Надя – определенно, брахманы. Работники умственного труда, не очень озабоченные материальным аспектом жизни (прожиточный минимум выделяет им общество/государство на уровне тогдашних социальных стандартов). Нет у них ни денежных, ни карьерных амбиций. Куда больше их беспокоит слабая востребованность и недооценка их важного и нужного труда социумом («судя по зарплате….»). Для касты брахманов основной внутренней мотивацией является саморазвитие, однако столкновение с реальностью часто тормозит этот процесс, погружая брахмана в вяло депрессивное состояние дрейфа без руля и ветрил.
Брахманы, или «прослойка трудовой интеллигенции» в СССР не являлась ни правящим, ни влияющим на что-либо классом. Небольшая группа представителей этой касты, совершившая, в свое время, колоссальных масштабов революцию, давно истреблена (вместе с памятью о ней). Давно ушел в небытие последний крутой брахман – Сталин. На дворе брежневская эпоха серости и посредственности (которую отлично иллюстрирует мультик в начале фильма). Роль интеллигентов в социуме 70-х — сугубо сервисная (обучить, вылечить, декорировать, приспособить заграничные разработки к местным условиям и т.п.)
Ипполит — 100% воин, представитель недобитых остатков аристократии. .На это указывает и имя (любитель лошадей, всадник), и доминирующее поведение, и наличие неплохого для тех времен личного автомобиля. Скорее всего, Ипполит – «менеджер среднего звена» в партийной, государственной или промышленной иерархии. Много сил и времени у него заняло карьерное строительство, поэтому к своим 35+ он не женат (при всех своих достоинствах).
Внутренняя мотивация воина: достижение, победа, самоутверждение. У Ипполита налицо все признаки успеха и, определенно, для него открыты и новые горизонты (как бы ничего не мешает достигать и побеждать и дальше). Он представитель правящей касты, вытеснившей брахманов с советского Олимпа после войны. Именно воины принимают все решения, именно они занимают ключевые должности — в общем, «рулят».
Однако, столкновение с необъяснимым (как это, она взяла и ушла от меня, такого идеального?!) приводит воина в состояние «зависания» и потери ориентации на психологическом и физическом уровне (которое чуть не заканчивается для Иполлита плачевно под сугробом или льдом Невы).
Итак, налицо конфликт мотиваций, который подспудно напрягал Надю (авторы фильма небольшими штрихами на это все время намекают). С одной стороны, тяга к социальной стабильности (чтобы было как у всех). С другой, ощущение взаимного непонимания и слабая вера в перспективу отношений.
И вот как снег на голову в жизни Нади появляется «брат по разуму» — Лукашин. Неприглядный вначале, непонятный в середине, он в конце ленты становится отдушиной, через которую Надя выпархивает из железных объятий Ипполита.
Итак, что же ждет наших героев (точнее, их касты) в следующие 30 лет?
Неповоротливая и некомпетентная диктатура воинов-бюрократов постепенно приводит СССР к политическому и экономическому коллапсу и разрушению. Брахманы надолго остаются на периферии социальных процессов, находясь на грани выживания, и много лет являются еще менее востребованными, чем при совке. Их потомки, в лучшем случае, уехали на запад, в худшем — влачат жалкое существование в тех же амплуа, что и их предки.
Путин оставил регионы РФ без защиты ради двух городов, — глава СНБО Коваленко
"Большая сделка": Трамп встретится с Путиным, в США раскрыли цели
Это самая глупая вещь: Трамп высказался о войне и поддержке Украины
"Киевстар" меняет тарифы для пенсионеров: что нужно знать в декабре
Активность и мотивированность воинов удержала их у руля даже в условиях сильных штормов и кризисов.
Именно из воинов сложились альтернативные/криминальные социальные структур бандитских 90—х, позже — государственно-коррупционной мафии «нулевых». Да и сейчас они все еще составляют костяк «хозяев жизни»
В общем, с брахманами и воинами, все, более или менее, понятно. Теперь, как было обещано ранее, сейчас мы вспомним еще одну важную касту, а именно касту торговцев. В фильме таких персонажей нет, однако торговцы сыграли определенную и немалую роль для формирования нынешнего социума. Крушение социалистическо-уравнительной системы открыло для них перспективы быстрого обогащения. Мотивированные максимизацией денежных потоков любой ценой, «красные пиджаки» и «барсетки» значительно расширили сферу влияния на все общественные процессы, проникли (со своим уровнем мышления и понятийным аппаратом) на все уровни государственного устройства и экономики. В «лихие 90-е» часть из них стала кормом в криминальной пищевой цепочке, однако с переходом под ментовскую «крышу» и наведением условного порядка, их проникновение стало вездесущим, а их идеалы (всего и побольше) завладели даже культурным пространством. Вместо наивных и трогательных, большей частью интеллигентных персонажей Рязанова с экранов на головы зрителей хлынули всевозможные «счастливые вместе» «няни» «сваты» и прочий pulp. В результате шустрым торговцам удалось изрядно потеснить негибких воинов и перетащить многих из них на «темную сторону», заманив их разнообразными печеньками. К 2013 г торговцы фактически получили неограниченную власть. Все эти Арбузовы, Клименко, Пшонки и им подобные в погоне за «блестяшками» готовы были затоптать всех и каждого.
Такое развитие процессов могло закончиться только таким образом, как оно и закончилось: неминуемым крахом системы, который мы имеем возможность наблюдать на протяжении года.
Итак, советско-постсоветская система практически довершила свой цикл существования: от брахманов-основателей — через все «станции» — и вплотную подошла к этапу полного разрушения шудрами-пролетариями). Применительно к Украине, хочется надеяться, что наша кривая уже достигла своей нижней точки, и дальнейшее развитие страны (в сцепке с цивилизованными миром) позволит двинуться нам вскоре вверх – в направлении разумной организации общества, где представители всех каст будут задействованы в соответствии с их природными компетенциями.
P.S. А «Иронию судьбы…» можно смотреть и просто так — не заморачиваясь всяческими философскими отвлечениями