Если Владимир Путин хочет мира, он выбирает странный способ это показать.

На выходных Россия нанесла крупнейший воздушный удар по Украине с начала полномасштабного вторжения в феврале 2022 года. На следующий день Дональда Трампа спросили, готов ли он усилить санкции против России, и он лаконично ответил: «Да, готов».

Комментарий президента США мог прозвучать как импровизация в ответ на последние атаки России. На самом деле он отражал результат телефонного разговора Трампа с 10 европейскими лидерами, состоявшегося в четверг и длившегося почти два часа. Среди участников были Эммануэль Макрон (Франция), Урсула фон дер Ляйен (Еврокомиссия), Владимир Зеленский (Украина), Джорджия Мелони (Италия) и Александр Стубб (Финляндия).

Во время разговора Трамп местами выражался грубо и вел себя конфронтационно. Но европейцы к этому привыкли. Они считают, что близки к тому, чтобы убедить администрацию Трампа усилить вторичные санкции против покупателей российской энергии и нарастить военную помощь Украине.
Белый дом, не без оснований, утверждает, что европейцам сначала нужно «разобраться у себя дома».

В четверг Трамп указал ЕС на то, что тот всё ещё импортирует российскую энергию. Ответ европейцев: закупки сократились до 20% довоенного уровня — и значительная их часть приходится на Венгрию и Словакию, две страны ЕС, наиболее близкие к движению MAGA.

Компромиссное решение — Европа продолжит усилия по полному отказу от закупок российской энергии и призовёт Белый дом оказать давление на Будапешт и Братиславу. Министр финансов США Скотт Бессент подтвердил NBC, что цель — усилить давление на российскую экономику, чтобы «США и ЕС сделали это вместе».

В ходе беседы Трамп также критиковал европейских лидеров за то, что они ничего не делают, чтобы оказать давление на Китай — крупнейшего покупателя российской энергии, который только что согласовал строительство нового газопровода с Россией.
Европейский ответ — согласие работать с США над вторичными санкциями против Китая, сосредоточенными на товарах, поддерживающих российскую военную машину. Еврокомиссия намерена быстро начать технические обсуждения. В пятницу фон дер Ляйен провела, по словам Бессента, «очень продуктивный звонок» с Трампом и вице-президентом Дж. Д. Вэнсом.

Поскольку российская экономика сильно зависит от доходов от экспорта энергоресурсов, ужесточение санкций может оказать реальное давление на Путина. Уже есть признаки нарастающих экономических проблем. Но давление на Украину также усиливается. США и Европа понимают, что нужно предпринять шаги, чтобы это смягчить.

«Коалиция желающих», собравшаяся в Париже на прошлой неделе, обсуждала возможную послевоенную военную помощь Украине — включая размещение «силы гарантии» из европейских войск в стране. Однако многие ключевые члены этой коалиции на деле не желают направлять войска в Украину. Среди них — Германия, Италия и Польша.

Даже те, кто выражает готовность участвовать в «силах гарантии», хотят, чтобы США обеспечили логистическую и авиационную поддержку. К тому же они готовы отправить войска только при условии согласованного перемирия с Россией.

Россия же настаивает, что никогда не согласится на размещение европейских войск на украинской территории — и будет рассматривать их как цель. Поэтому заявление, что войска будут размещены лишь после перемирия, может дать России извращённый стимул никогда его не заключать.

К счастью, европейские лидеры понимают эти риски и работают над более быстрыми и практическими способами усиления военной помощи Украине.


Так как ясно, что Россия вряд ли согласится на переговорное перемирие, обсуждается идея создания «де-факто перемирия» с помощью американского «воздушного щита» для Украины. Он предусматривал бы серьёзное усиление систем ПВО, которые могли бы закрыть небо от российских дронов (но не от баллистических ракет). Европейцы внесли бы вклад, в том числе морской поддержкой, чтобы защитить украинское воздушное пространство. Обсуждается возможность задействования авианосцев, вероятно, европейских. Европейцы понимают, что полагаться лишь на слова Трампа — ошибка. Поэтому они надеются, что более жёсткие меры против России будут одобрены Конгрессом. Ключевая фигура здесь — сенатор-республиканец Линдси Грэм, известный своей жёсткой позицией в отношении России.

Популярные статьи сейчас

Взрывы в России вырубили еще два газопровода: что известно

Нужно срочно подать заявление: украинцам объяснили, как не потерять пенсии

Янукович внезапно обратился к украинцам

Готовился год: убийца Парубия сдал заказчиков преступления

Показать еще

Очевидная опасность для Европы в том, что, погрузившись в тонкости дипломатии и искусство «шептания Трампу», она может упустить из виду главную картину.


Президент США неоднократно ясно давал понять, что не хочет брать на себя обязательства по защите Украины. По сообщениям, недавно переименованное Министерство войны вскоре объявит, что Америка сосредоточится на защите своих интересов в западном полушарии. Убедить Трампа усилить военное и экономическое давление на Путина — и сохранить эту линию — было бы невероятным дипломатическим успехом.

Это, безусловно, стоит попробовать. Но Европе нужен план Б — на случай, если «шептание Трампу» не сработает.

Источник: Financial Times