Зимой война пойдет на спад. И даже не из-за американских выборов. Потому что если их выиграет Камала Харрис, в политике США по отношению к Украине ничего радикально не изменится. Разве что эмоциональная привязка нового американского лидера (точнее лидера) к Украине существенно уменьшится. Потому что для Камалы, учитывая ее бэкграунд, приоритетом явно станет не Европа, не "faraway country" под названием Украина, а Азиатско-Тихоокеанский регион. В случае возвращения в Белый дом Трампа, будет интересно посмотреть, как и на каких условиях он завершит нашу войну "за 24 часа". Но боюсь, peace deal будет в основном за счет Украины...

Впрочем, даже без фактора американских выборов, война зимой пойдет на спад. Потому что и у Украины, и у России заканчиваются желающие убивать и умирать на фронте. А без солдат фронты не движутся вперед. Только по официальной статистике Офиса Генерального прокурора сейчас в отношении каждого 14-го украинского военнослужащего расследуется дело по самовольному оставлению части или дезертирству. На самом деле, по отзывам с полей (см. в частности интересный анализ данных и конкретных примеров журналиста-военнослужащего Владимира Бойко) таких как минимум вдвое больше.

В московии дела не лучше. Несмотря на увеличение в разы денежного поощрения воевать в Украине, желающих все меньше и меньше. Поэтому либо обе страны кардинально увеличат роль принуждения (а в отношении Украины – также радикально уменьшат роль коррупции) в мобилизации личного состава, либо уже зимой массово воевать будет некем. Если к тому времени властный режим ни в одной из враждующих стран не претерпит коллапса (который сейчас выглядит маловероятным), линия фронта относительно стабилизируется, а война сосредоточится на уничтожении критической инфраструктуры средствами дальнобойного поражения. Но и это вряд ли приведет к коллапсу власти в Украине или России.

Поскольку ракетно-дроновая война в тылу бьет прежде всего по гражданскому населению и его комфорту, запрос на мирные переговоры возрастет в обеих странах. Тем более, что бремя войны все больше переносится с плеч иностранных на плечи отечественных налогоплательщиков и отечественного бизнеса. В условиях вопиющей социальной несправедливости и крайне коррумпированной правоохранительной системы, запрос на справедливость постепенно начнет преобладать над запросом на безопасность. Тем более, если активность боевых действий пойдет существенно на спад.

И тут начнется самое интересное. Зеленский, легитимность которого сейчас держится почти исключительно на войне и невозможности проведения выборов во время действия военного положения, встанет перед принципиальной дилеммой: подписывать перемирие и проводить выборы или продолжать войну на истощение, которая потребует незаурядного закручивания гаек в тылу и все более существенного уподобления путинской России.

Если Зеленский соблазнится вторым вариантом и станет очевидно, что война зашла в тупик, Украина все больше будет напоминать Южную Корею 1953-1960 годов, единственной добродетелью которой была принадлежность к антикоммунистическому лагерю (кому интересно – почитайте о временах правления Юн Бо Сона). И у военных, особенно у командиров нового поколения, которые выросли на российско-украинской войне, все сильнее будет становиться соблазн "навести в стране порядок". А зашкаливающий запрос на справедливость будет открывать перед ними широкое окно возможностей. Потому что примеров – хоть отбавляй: Пак Чон Хи, Чан Кайши, Ататюрк, Франко, Пиночет...

И во времена новой холодной войны, которая на наших глазах разворачивается между коллективным Западом и автократиями под руководством Китая, это абсолютно вероятный сценарий. Поэтому я бы держал в поле зрения не только лидера рейтингов Валерия Залужного, но и молодых, амбициозных и гораздо более пассионарных полковников и генералов.

Повторюсь, если Зеленский будет злоупотреблять войной как легитимацией своего пролонгированного президентства, когда станет очевидным, что война зашла в тупик, то чем более вопиющими будут социальная несправедливость и коррупция в украинском обществе, тем вероятнее будет приход к власти "украинского Пак Чон Хи".

Кстати, последнему хватило всего несколько тысяч верных солдат, чтобы взять Сеул и отправить легитимного Юн Бо Сона на свалку истории при полном игнорировании или попустительстве американцев.