Парламентские выборы в Таиланде состоятся 14 мая 2023 года, на которых изберут депутатов Палаты представителей XXVI созыва. Эти выборы являются крайне важными, так как могут изменить ход истории страны: антимилитаристские настроения сильны, демократическая оппозиция имеет высокий рейтинг и все шансы положить конец правлению военных.
Современная политическая истории Таиланда характеризуется борьбой авторитаризма и демократии. С момента провозглашения конституционной монархии в 1932 г. в Таиланде произошло 19 военных переворотов, сменилось более 20 премьер-министров, принято 19 конституций, создано более 250 политических партий. Формально сложившийся после проведения всеобщих парламентских выборов в марте 2019 г. политический режим является демократическим: избран парламент, есть премьер-министр, принята новая конституция, одобренная всеобщим референдумом, сняты ограничения на проведение митингов и демонстрации. Однако фактически за демократическим фасадом скрыт авторитарный режим, сложившийся после военного переворота 2014 г.
Предыстория
Военный переворот, свергнувший гражданское правительство Йинглак Чиннават, был ответом на политический кризис 2014 года. Кризис спровоцировала инициатива тогдашнего премьера - законопроекта об амнистии, который мог позволить находящемуся в изгнании бывшему премьер-министру, влиятельному политику и бизнесмену Таксину Чиннавату, старшему брату Йинглак Чиннават, вернуться в страну. Таксин Чиннават был свергнут в результате переворота 2006 года из-за протестов, спровоцированных обвинениями в коррупции, злоупотреблении властью и автократических тенденциях.
В январе 2006 года стало известно, что семья Чиннават продала часть телекоммуникационной компании, основанной Таксином Чиннаватом, Shinawatra Corporation инвесторам в Сингапуре за $1,6 млрд, не уплатив все налоги. Это вызвало массовые акции противников Чиннавата, объединённых в Народноый альянс за демократию также известный как «жёлторубашечники». Таксин объявил о досрочных выборах, которые бойкотировала оппозиция и Конституционный суд. В итоге власть в свои руки взяли военные — 19 сентября 2006 года в Таиланде произошёл военный переворот, вынудивший Чинавата бежать из страны. С тех пор он жил в изгнании, в 2010 г. он официально эмигрировал в Черногорию. Однако продолжал влиять на политику Таиланда благодаря партии и семейным связям.
В 2014 году, свергнув Йинглак Чиннават, военная хунта, иначе известная как Национальный совет для мира и порядка (НСМП), пришла к власти под руководством генерала Праюта Чан-Оча. Вообще военные в Таиланде всегда были мощной политической силой, однако де-юре они никогда не признавались самостоятельным политическим игроком, не являлись частью партийно-политической системы и всегда действовали за рамками и вне правил политико-правового поля. Регулярно совершая перевороты, тайские военные обеспечивали условия для прихода к власти той или иной политической группировки, а затем, как правило, уходили в тень. Прают Чан-Оча изменил правила игры и с самого первого дня прихода к власти генерала страна попала под жесткое управление военных, поддержку которым оказывает крупный бизнес и чиновники высшего ранга - традиционный для Таиланда вариант управления высшим политическим истеблишментом. В 2016 году НСМП завершила разработку новой конституции и провела референдум для её утверждения, который состоялся годом позже.
В соответствии с Конституцией Сенат становился назначаемым органом и получал право участвовать в избрании премьер-министра, которым может стать лицо, не имеющее мандата депутата.
В 2019 году, после многочисленных задержек, были наконец проведены всеобщие выборы. Выборы проводились по новой избирательной системе, которая осложнила крупным партиям возможность получения необходимого количества голосов для формирования парламентского большинства и, наоборот, благоприятствовала прохождению в парламент мелких партий, поддерживающих военных. Создание на их основе коалиционного правительства отвечает интересам военного руководства и в целом консервативного традиционного истеблишмента по сохранению рычагов управления страной. После выборов поддерживающая военный режим новая партия «Паланг Прачарат» сформировала коалиционное правительство, и Прают Чан-Оча, сменив мундир на костюм, был избран парламентом в качестве премьер-министра.
Результаты работы руководства Таиланда не впечатляют. Экономика, рост которой ощутимо замедлился в последние годы, все еще восстанавливается после пандемии Covid-19. Действия правительства по борьбе с эпидемией коронавируса также были неэффективны и спровоцировали многочисленные протесты в стране. Страна сталкивается с множеством проблем: инфляция, рост цен на электроэнергию, задолженность домашних хозяйств оценивалась, рост безработицы среди молодёжи, а годовой рост дохода на душу населения снижается с 2018 года. Ухудшение общей экономической ситуации активизирует разные слои населения - от бедняков до представителей среднего класса, от крестьян до горожан. Общество откровенно устало от власти военных, хочет перемен и улучшения качества жизни. Вот почему большинство политических партий строят предвыборные кампании на популистских обещаниях о субсидиях и налоговых льготах.
Специфика выборов
Национальная ассамблея Таиланда являет собой двухпалатный законодательный орган состоящий из Сената и Палаты представителей. В Ассамблее насчитывается 650 членов: 576 из них выбираются путем голосования (500 депутатов нижней палаты и 76 сенаторов), а 74 сенатора выбираются через партийный отбор. Мажоритарные выборы в Таиланде проходят по системе системе относительного большинства. По ней избирают 375 членов Палаты представителей и 76 членов Сената. Остальные 125 членов Палаты избираются согласно системе пропорционального представления партийных списков.
Две палаты Национальной ассамблеи имеют разные полномочия. В соответствии с конституцией Сенат избирается на шесть лет, а Палата представителей на четырехлетний срок.
В Украине ужесточат требования к стажу пенсионеров: что изменится в 2025 году
Пересечение границы с Польшей: как избежать штрафа в 1000 евро
Цены на топливо могут рухнуть: эксперты рассказали о глобальных изменениях на рынке дизеля
Минобороны установило новые правила прохождения ВЛК: штраф достигает 25 тысяч
Правительство Таиланда, в частности, кабинет министров подотчетно непосредственно Национальной ассамблее. Конституция предусматривает, что в течение 15 дней после принятия присяги, кабинет министров должен изложить свою политику в Национальной ассамблее. Национальная ассамблея имеет право в любое время вызвать любого министра, чтобы тот объяснил курс политики или ответил на возникшие вопросы. Помимо своих законодательных и надзорных функций, Национальная ассамблея контролирует назначение и увольнение с определенных постов в правительстве. Например, Палате представителей предоставляется исключительное право избирать премьер-министра Таиланда. Сначала кандидат должен получить поддержку пятой части всех членов Палаты. Затем, его должны избрать большинством голосов. Потом назначение премьер-министра будет официально заверено монархом после чего, королевское согласие подписывается Председателем Национальной ассамблеи Таиланда. Поскольку премьер-министр избирается из рядов Палаты представителей, он несет прямую ответственность перед законодательным органом. Национальная ассамблея может вызвать его, чтоб он предстал перед ними, как и любой другой министр, и ответил на возникшие вопросы.
Основные партии
На сегодняшний день политический расклад на выборах 2023 года условно выглядит так: в одном углу ринга - провоенные консерваторы-монархисты, а в другом - левые, антимилитаристские, но популистские партии, либералы-буржуа.
Среди ключевых правых партий можно выделить партию «Объединённая тайская нация» (Руам Тай Сан Шарт) — консервативная политическая партия, основанная в марте 2021 года помощником премьер-министра Праюта Чан-Оча Сексаколом Аттавонгом. Прают Чан-Оча официально присоединился к партии 23 декабря 2022 года и подтвердил, что баллотируется в качестве кандидата в премьер-министры от ОТН. До того момента Чан-Оча принадлежал «Народной государственной партии власти Таиланда» («Паланг Прачарат») — про-военной консервативной силы, сформированной в 2018 году. Именно от этой партии Прают Чан-Оча был кандидатом в премьер-министры на парламентских выборах в 2019 году. Рокировка и смена партии необходима была, поскольку сейчас пост председателя Паланг Прачарат занимает Правит Вонгсуван - бывший министр обороны Таиланда (2008-2011, 2014-2019), заместитель председателя Национального совета для мира и порядка. С 2004 по 2005 годы был командующим сухопутными войсками Таиланда.
После принятия постановления Конституционного суда Таиланда от 24 августа 2022 года, согласно которому генерал Прают Чан-Оча отстранён от исполнения обязанностей премьер-министра до вынесения решения по вопросу о том, превысил ли он восьмилетний конституционный срок пребывания на посту премьер-министра, Правит Вонгсуван стал исполняющим обязанности премьер-министра Таиланда. На выборах 2023 года именно Правит Вонгсуван выдвигается в премьеры.
«Объединенная тайская нация» по данным соцопросов имеет 8,5% поддержки, а Паланг Прачарат - 7,5%.
Помимо этого к правому лагерю можно отнести «Демократическую партию» — старейшую из существующих политических партий Таиланда, основанную в 1946 году как партия консерваторов и роялистов. Партия придерживается идеологии правоцентризма, роялизма и социального консерватизма. После переворота 2006 года партия стала на сторону военной хунты. Некоторые партийные руководители возглавляют также «Народный альянс за демократию» также известный как «жёлторубашечники». Это консервативно-монархическая оппозиционная группа, одна из активнейший сторон политического кризиса 2008 года. Изначально создавалась как партия среднего класса и консервативных кругов, недовольных политикой премьера Чинавата. Представители объединения получили название «желторубашечники», поскольку носят одежду жёлтого цвета, а жёлтый цвет короля.
К лагерю левых относятся сторонники клана Чиннават и в частности «Пхыа Тхаи» («Для Таиланда») — партия, основанная на базе партии Таксина Чиннавата «Тайцы любят тайцев» («Тай Рак Тай»), ликвидированной в 2007 году Конституционным судом за нарушение законов о выборах. Партию возглавляет младшая дочь бывшего премьера Пэтонгтарн «Ун Ин» Чинават, весьма амбициозная женщина, которая несмотря на беременность, ни на день не прервала избирательную кампанию и даже после рождения ребёнка 1 мая выступала перед аудиторией онлайн прямиком из роддома в Бангкоке. «Пхыа Тхаи» занимает весьма прочные позиции на политическом Олимпе Таиланда и имеет высокие шансы на выборах. Последний опрос Suan Dusit, авторитетного таиландского социологического института, опубликованный в начале мая, показал, что «Пхыа Тхаи» имеет 41,4% поддержки.
На втором месте с показателем в 19,3% - партия «Движение вперед» («Као Клай»), еще одна прогрессивная оппозиционная партия, которую возглавляет Пита Лимджароенрат — бизнесмен и политический деятель, старший сын Понгсака Лимджароенрата, бывшего советника министра сельского хозяйства и кооперативов. Также является племянником Падунга Лимджароенрата, бывшего секретаря министра внутренних дел и ближайшего помощника тогдашнего премьер-министра Таксина Чиннавата.
Партия «Движение вперёд» была создана в 2020 г. на замену «Партии будущего», выступающей против военной хунты. В 2020 году, Конституционный суд выдал решение о роспуске партии, которая представляла опасность для военной хунты Таиланда. Партию возглавлял молодой энергичный бизнесмен-миллиардер Танатон Чиенгрунгренгкит и на выборах в 2019 году «Партия будущего» заняла третье место по числу набранных голосов избирателей и получила 80 мест в парламенте. Лидер партии был выдвинут от демократического блока на пост премьер-министра страны, но проиграл Праюту Чан-Оча.
Консерваторы из числа депутатов и сенаторов совместно отвергли кандидатуру Танатона Чиенгрунгренгкита, ставшего популярным в обществе благодаря демократическим взглядам и намерениям укрепить парламентскую форму управления страной и ликвидировать монополию крупного бизнеса. Куда большую угрозу для традиционного политического истеблишмента представляли заявления партии провести реформу вооруженных сил, сократить бюджет страны на оборону, отстранить военных от участия в гражданских делах, внести поправки в конституцию, насытив ее «демократическим содержанием», пересмотреть роль института монархии, образцом для которого должна послужить японская или английская модели. Танантон Чиенгрунгренгкит также не скрывал того факта, что, в случае победы, «Партия будущего» будет проводить политику по привлечению к судебной ответственности высших военных чинов, участвовавших в военных переворотах. Партию Танатон Чиенгрунгренгкит представил как третью силу, способную преодолеть раскол в обществе, наметившийся между сторонниками Таксина Чинавата и сторонниками военной хунты. Политическая платформа партии оказалась наиболее востребованной молодежью и средним классом Бангкока. Мобилизация электората осуществлялась нетрадиционными для избирательного процесса средствами - через Интернет и социальные сети. Осознавая угрозу, которую партия и Танатон Чиенгрунгренгкит несёт, власть прибегла к проверенным временем средствам, наиболее эффективными из которых является роспуск партии и выведение из политической игры лидера. Против Танантона и «Партии будущего» было подано 28 исков. Танатон Чиегрунгренгкит решением Конституционного суда был лишен депутатского мандата за то, что в момент регистрации его кандидатуры на выборах он был акционером медиакомпании, а закон запрещает кандидатам владеть подобными активами из-за опасения, что они получат преимущества в доступе к публичному пространству и позднее Конституционный суд распустил партию. На смену пришла «Као Клай» - «Движение вперед».
Прогнозы
Ожидается, что «Пхыа Тхаи» и «Движение вперёд» займут, соответственно, первое и второе место по количеству голосов на выборах, а объединившись, смогут получить абсолютное большинство мест в парламенте. Исход голосования будут решать не только 500 человек, избранных в Палату представителей, но и 250 сенаторов, назначенных военными. Это означает, что двум основным демократическим партиям и их союзникам может потребоваться более 75% мест (376), чтобы преодолеть вето Сената, который, вероятно, не поддержит оппозиционного кандидата, и иметь возможность сформировать правительство. «Пхыа Тхаи» рассчитывает получить 310 мест, что весьма оптимистично, хотя и подкрепляется высокими рейтингами поддержки общества.
Объединение с «Движением вперед» позволит создать ядро нового правительства и положить конец почти десятилетнему правлению военных. Одинаково вероятным остаётся сценарий, при котором военные не смогут смириться с исходом выборов и победой оппозиционных партий и Таиланд ждёт очередной переворот либо очередная попытка придушить демократические силы путём ликвидации партий либо запретом для лидеров заниматься политической, публичной деятельностью. В таком случае есть риск, что страна погрузится в хаос и анархию протестного движения в поддержку антимилитаристских партий.
Компромиссным вариантом будет рокировка. Согласно Конституции должность премьер-министра можно занимать не более 8 лет. Для Прают Чан-Оча срок истекает в 2025 году, поскольку Конституционный суд в прошлом году признал, что второй срок генерала на посту главы правительства начался с момента принятия новой Конституции в 2017 году. Потому элиты могут договориться о том, чтобы на 2 года премьером остался Прают либо ставленник военных, а затем власть перейдёт к демократическим силам. Хотя Прают заявил, что в случае победы, если он вернется на пост премьер-министра после выборов, лидер «Объединённой тайской нации» Пирапан Салиратхавибхага сменит генерала на оставшийся срок до 2027 года.
Изменится ли внешняя политика?
При премьерстве Праюта Чан-Оча Таиланд сблизился с Китаем, уменьшил роль и влияние в АСЕАН, активно поддерживал лидеров переворота в Мьянме, что, кстати, объясняется личными отношениями Прают Чан-Оча и Мин Аун Хлайна. Впрочем, как свойственно странам Юго-Восточной Азии, Таиланд поддерживал баланс и стабильные отношения не только с Китаем, но и с США, ведь Таиланд - ключевой союзник США в регионе и один из основных союзников США вне НАТО. Этот статус Таиланд получил в 2003 г., при президенте Буше, в рамках американской концепции борьбы с терроризмом. Таиланд участвовал в американских военных кампаниях в Ираке и Афганистане, хотя небольшие таиландские контингенты не принимали непосредственного участия в боевых действиях. Военно-воздушная база таиландских ВВС Утапао - единственный в регионе аэродром, пригодный по своим техническим параметрам для использования при возможной переброске американских вооруженных сил. Ежегодно в стране проводятся крупнейшие в Азии военные маневры Cobra Gold с участием Таиланда, США, Индонезии, Японии, Малайзии, Сингапура и Южной Кореи, КНР. США долгие годы были крупнейшим поставщиком вооружении для таиландских вооруженных сил, оказывали помощь в их модернизации и в подготовке офицерских кадров.
Китай со своей стороны заинтересован в выгодах, которые приносит экономическое сотрудничество с Таиландом в сфере логистики, развития инфраструктуры. Пекин, в частности, интересует строительство канала через перешеек Кра на территории южного Таиланда, который называют также Тайским каналом (Тхай клонг). Этот проект весьма привлекателен в контексте «малаккской дилеммы» для Китая: чрезмерная зависимость от импорта товаров и энергоносителей через Малаккский пролив. Бангкок же заинтересован в инвестициях китайской стороны.
Едва ли стоит ожидать кардинальных изменений во внешней политике. Бангкок продолжит пользоваться т.н. «бамбуковой дипломатией», традиционной внешнеполитической стратегией для Таиланда. «Бамбуковую дипломатию» еще называют стратегией bending with the wind, то есть «наклоняясь под силой ветра». Как бамбук наклоняется то в одну, то в другую сторону в зависимости от направления ветра, так и внешняя политика или дипломатия меняет свое направление. Бамбуковая дипломатия построена на философском подходе к международным отношениям, который предполагает, что внешнеполитические традиции государства прочно укоренены, но достаточно гибки, чтобы помогать реализовывать национальные интересы.
В контексте нынешнего геополитического противостояния между США и КНР термин «бамбуковая дипломатия» применяют к государствам (преимущественно азиатским), балансирующим между двумя гегемонами. То есть «бамбуковая дипломатия» – это адаптивная и прагматичная политика. Именно для Таиланда эта стратегия наиболее характера, хотя в определенной степени этот термин применим к большинству государств АСЕАН.