Всё нижесказанное на самом деле об Украине. Но я деликатно обхожу неприятные моменты.
Несколько лет тому назад профессор Джордан Питерсон, бывший психолог, перековавшийся на интернетного демагога, дебатировал с философом-приколистом Славоем Жижеком. Ироничный Жижек таки довел обычно сдержанного Питерсона до белого каления, и профессор со злорадством сказал, что, мол, если ты такой из себя умный, что ж ты считаешь себе гегельянцем и марксистом, а не создашь свой собственный «изм»?
Проблема Питерсона, как, впрочем, и абсолютного большинства людей, в том, что он узкий специалист, подобен флюсу, как сказал бы Козьма Прутков, и слабо представляет чем занимаются философы и как в целом устроен мир. Ему кажется, что подобно предпринимателю или творцу, любому желательно найти и застолбить свою нишу, придумать некую, желательно оригинальную, концепцию и подогнать под неё теорию, идеологию или просто 10-12 заповедей, и втюхивать это дело лопухам в СМИ и соцсетях.
Философ же смотрит на мироздание в целом и на человек в контексте этого мироздания. Для этого ему нет необходимости постоянно выдумывать что-то новое и гнать контент на продажу. Со времён Платона до Гегеля с Марксом философия наработала достаточно методов и инструментов, чтобы не париться с изобретением очередного колеса во имя ненужной оригинальности.
К сожалению, общество и его система образования, культура и традиции не способствуют пониманию мироздания и человека в целом, а намеренно сужают восприятие до минимального количества знаний и понятий, достаточных лишь для того, чтобы быть членом исключительно этого общества. Чтобы меньше задавали вопросов почему, а больше искали виноватых на стороне.
Отсюда странное, казалось бы, контринтуитивное поведение людей везде, особенно сейчас, когда та глобализация, к которой мы так привыкли за последние 50 лет, переформатируется. Отсюда и такое странное, я бы сказал, легкомысленное отношение многих украинцев к войне, к прошлому, настоящему и будущему их страны. Нет, они, несомненно, волнуются и стараются, но на эмоциональном уровне, потому что оценить реальность им мешает неумение видеть мир в целом, а не только то, что хочется.
Современный мир, примерно так 200-300 последних лет для удобства отсчёта, держится на индустриальном производстве, финансировании и торговле. Для его нормального функционирования требуется стабильность и безопасность логистических связей. До Первой мировой с этим справлялись немногочисленные, но обширные империи. Потом были 20 лет политического, экономического и социального бардака, о котором мы уже много раз говорили.
По окончанию Второй мировой войны США оказались единственной страной, способной обеспечить эти самые стабильность экономических и финансовых, а также безопасность торговых связей. Американская экономика на тот момент превосходила, наверное, экономики всех остальных стран вместе взятых. И единственно возможным вариантом избежать очередной бардак стал де-факто подкуп. Не то, что где-то в дальных кабинетах Белого дома сидели несколько дядек в цилиндрах и моноклях, с кубинскими сигарами в зубах, и придумывали как бы им устроить глобализацию а ля американа, но так просто проявлялись требования и возможности того исторического момента. Американцы как бы говорили другим странам — капитализм и свободный рынок — это хорошо, вот вам финансирование, вот вам открытые рынки, а наши авианосные флоты обеспечат безопасность логистических связей, без которых глобализация невозможна. Вы, главное, ведите себя прилично, и перестаньте перетягивать Эльзас и Лотарингию туды-сюды. И да, придётся пожертвовать Восточной Европой и Тибетом, но это выбор между войной с бедностью и миром с процветанием.
И всё это работало худо-бедно аж до 2000. Американское же военное вмешательство в течение 60 послевоенных лет там и сям также объясняется стремлением предотвратить бардак и удержать стабильность. Но ситуация неотвратимо менялась. Большинство стран мира развивались и богатели, что меняло их самоощущение. И американское военное, политическое, экономическое и культурное присутствие стало восприниматься скорее негативно. Нет, мир по-прежнему зависит от США, но признавать этого уже не хочет.
«Мы сами с усами!» стали заявлять Европа, Россия и Китай, «Хватит с нас американского доминирования, янки гоу хоум!» Правда, никто из них не дал внятного объяснения, кто и как будет гарантировать безопасность торговли и финансов? Или просто безопасность. Потому что кроме США никто в мире принимать на себя ответственность за мир в целом не хочет, да и не может. Причём в самих штатах достаточно много людей тоже не хотят этой ответственность за других. Действительно, зачем оно им нужно?
Результатом этого становится ситуация, когда усилия Китая и России подорвать то, что они называют “однополярным миром”, приводят к общему бардаку и уменьшению глобализации. Зачем производить электронные компоненты в Китае и на Тайване, если там может разразиться война? Газовые санкции на российский газ ускорили и без того шедший процесс ухода германской тяжелой и химической индустрии в США. Эта война задевает всех и вы часто не представляете кого и как. И почему так неохотно европейские страны изначально реагировали на путинскую угрозу. В отличие от американской администрации, которая увидела в этом вторжении угрозу и без того ослабленных пандемией и экономическими кризисами логистике мировой торговли. Немцы и испанцы же за неё не отвечают.
На всё это накладывает и демографическая ситуация. Мир урбанизировался. Что значит, рождаемость, обычно высокая в сельском укладе жизни, упала. А в Китае, где долго насаждалась политика «одна семья - один ребёнок» катастрофически. Население начинает снижаться за счет сегмента, который младше 40.
Дело не только в том, сколько один что-то производящий содержит не производящих, а и в простом наличии потребителей производимого. Поэтому те развитые страны, которые привлекают иммигрантов, в обозримом будущем имеют неплохие перспективы, в первую очередь США и Канада. Другие будут иметь или уже имеют проблемы стареющего населения. Что создаёт внутреннюю напряженность, которая вполне может выплеснуться наружу.
Путин признал применение новой баллистической ракеты против Украины
Укрэнерго объявило про обновленный график отключений на 22 ноября
США сильнее Путина: Зеленский раскрыл ключ к завершению войны в Украине
Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной
И вот что интересно. Конечно, всегда найдутся те, кто во всём видит американский экономический и политический интерес, понимая его, как понимают у них в Жмеринке. Мол, клятые янки наживаются. Я вам скажу, что американцы всегда будут при своих, при любом раскладе. Глобализация, аутсорсинг — американские корпорации получают прибыли. РФ и КНР решают, что они тоже взрослые, - не беда, американцы переводят производство и добычу к себе на континент - американские корпорации опять-таки получают прибыли. Поскольку у нас в основном в голове Питерсоны, мы думали, что производство в Китай перешло из-за каких-то специфических особенностей китайской модели, с которой нам стоит брать пример. Нет, просто искусственно поддерживаемая дешевизна труда и искусственно высокие финансовые вливания во всё. Как только по каким-то причинам производить в Китае станет невыгодным, то моментально производство уезжает в другие, менее национально-амбициозные страны или в штат Кентукки. Китай настолько зависит прямо от США, что их пыхтение немного смешит. А в Китае сегодня кризис на кризисе и кризисом погоняет. Дохозяйствовались, значит! Компартия Китая сейчас изучает труд председателя Си об особенностях китайского социализма. Надеюсь, чтобы в будущем уже ошибок не повторять. В чём я лично сомневаюсь.
Национальные амбиции всегда стоят на пути экономического развития. Не случайно же самые экономически продвинутые времена случались во время наднациональных империй 19 века и Pax Americana (очень условный Pax, конечно) второй половины 20. Потому что финансирование и коммерция любят правила игры, которые обязательны для всех, несмотря на их богоизбранность или титульность. Деньги не пахнут и не должны. Особенно, когда их много.
К сожалению, деньги не выбирают, в чьих руках они оказываются. Именно благодаря американской глобализации не совсем приятные режимы в Эль-Рияде, Москве и Пекине заимели очень много тугриков, что дало им ощущение исключительности. И реальные возможности гадить тем, кто им не нравится. Чем они и пользуются. Иногда упуская, насколько они зависимы от Америки.
По большому счёту США по барабану Украина. Как и Украине США, но тут она мало на что влияет. Если бы РФ подошла бы к поглощению Украины под другим соусом, то неизвестно, если бы реакция Америки и мира не была бы другой. Но идиоты в Кремле оформили это дело как вызов Западу и откровенный подрыв глобальной логистики. Забыв о том, что логистику можно вполне перестроить, а вот утерянное доверие восстановить не так просто.
Я не уверен, что без непосредственного участия НАТО (читай США) в войне против российского агрессора, какое-то военное решение возможно. ЗСУ вполне в состоянии остановить и отбросить армию РФ, но нанести какое-то решающее поражение, чтобы раз и навсегда уничтожить врага, вряд ли. А если каким-то образом Россия сможет гарантировать возвращение к старому порядку, где США гарантируют безопасность глобальной коммерции, то Крым и Донбасс окажутся приемлемой ценой такой сделки. Пока Путин у власти и выламывается — такого не произойдёт. Но это пока.
Государства не имеют морали и друзей, только интересы и возможности, позволяющие определять стратегию, которая даст им безопасность и/или процветание. Что каждое из них под этим подразумевает — другой разговор. На данный момент Украина имеет варианты в принятии решений. Но по мере возрастания определённости ситуации в США, Китае, Британии, ЕС и других прочих индиях, которая скорее всего прояснится к концу года, вариантов станет меньше.
По большому счёту, Северная Америка выигрывает по любому. Все остальные должны очень сильно задуматься.