В скором времени состоится Глобальный саммит мира – инициатива украинского президента, которая может быть конвертирована в стратегическую инициативу для всего мира. Для этого есть все основания, поскольку российско-украинская война наглядно продемонстрировала уязвимость и хрупкость мирового порядка. Это серьезный вызов, на который нужно ответить, и Украина может стать драйвером трансформации мировой системы безопасности.

Новое качество внешней политики

В последние месяцы мы стали свидетелями восходящей дипломатической и внешнеполитической активности Украины. Приобретенный Украиной опыт показывает что:

  • современные угрозы приобретают сингулярный характер и больше не существует "дальней войны". Глобальные вызовы приводят к локальным катастрофам, а локальные войны могут спровоцировать "геополитический Чернобыль";
  • эффективный ответ на каскадные риски и угрозы требует новых форматов сотрудничества и сплоченности от демократических стран и их солидарных действий на международной арене. Именно поэтому президент Украины Владимир Зеленский продвигает идею Глобального саммита мира;
  • украинское сопротивление российской агрессии опирается на "украинскую формулу стойкости". Она может стать вкладом в формирование новых международных стандартов устойчивости и безопасности;
  • "большой перелом", переосмысление политики стратегического суверенитета ЕС и формирование "континентального блока" (В. Зеленский) будет способствовать обеспечению цивилизационного лидерства и обновлению Европы;
  • именно к обновленной Европе, которая сохраняет статус цивилизационного лидера, стремится Украина и предлагает формулу "встречной и безопасной евроинтеграции".

Военная агрессия РФ вызвала эффект " домино "

Развертывание геостратегической конкуренции между странами демократии и новыми авторитарными странами заставляет пересмотреть наши представления о рисках и угрозах глобальной стабильности.

Военная агрессия авторитарного режима с его принципами геополитического реваншизма и ревизионизма превращается в "генератор хаоса", что производит каскадные и нелинейные риски и угрозы.

Прежде всего, война в Украине продемонстрировала эффект " сингулярности безопасности " . Международное сообщество представило необходимость осознания того, что наше традиционное различение локального (регионального) конфликта и глобальных угроз перестает быть релевантным развитию геостратегической ситуации в мире.

Через несколько дней война между двумя постсоветскими государствами, одна из которых унаследовала ядерный арсенал СССР, создала ряд угроз. В мировой продовольственной безопасности, миграции, энергетике и т.д.

Очевидно, после появления сингулярных угроз мир и ответственные политические лидеры, которые заботятся о глобальной стабильности, должны отказаться от понятия "дальнейшая война".

Во-вторых, обращение РФ к войне как инструменту геостратегической конкуренции, актуализировало острую поляризацию международного сообщества и конфронтацию на базе таких метанаративов, как конфликт Юг – Север, альянса демократий и интернационала политических автократий, адептов многосторонних институтов (multilateralism) и супердержав (доктрина многополярного мира). Также происходит обострение геостратегической конкуренции между великими государствами.

В-третьих, "дальнейшая война" в восточной Европе через несколько недель привела к параличу международных режимов контроля за использованием и нераспространением ядерного оружия и режима контроля за мирным использованием атомной энергии.

Не только Украина, но и Мир (как минимум Европа) стала объектом угроз и шантажа со стороны РФ возможностью применения ядерного оружия в случае угрозы его проигрыша в конвенционной войне. Также атомная энергетика мирной европейской страны стала объектом шантажа и геополитического рэкета со стороны РФ. Вооруженные силы РФ не только захватили Запорожскую АЭС (одну из самых больших в Европе), но и превратили ее в укрепрайон, из которого ведется огонь.

Список нелинейных и непрогнозируемых влияний российской военной агрессии в Украине можно продолжить. Но, как констатируют эксперты в исследовании "Последствия российско-украинской войны для глобальной безопасности: первый многопроблемный анализ", мы живем во время "острой потребности в разработке креативных решений для решения сложных сегодняшних вызовов".

Популярные статьи сейчас

Пенсионеры рискуют остаться без прав: что грозит пожилым водителям

В Украине упростили процедуру получения и продления отсрочки от мобилизации

Минобороны установило новые правила прохождения ВЛК: штраф достигает 25 тысяч

Это не поможет: Попенко рассказал, как кинули украинцев на свете и тепле

Показать еще

Глобальный саммит мира: мир должен избежать " геополитического Чернобыля "

Украина является не только жертвой неспровоцированной военной агрессии со стороны РФ, но и драйвером идей и инициатив, которые могли бы покончить с войной и предотвратить сползание мира к еще более разрушительной катастрофе.

Принцип многомерного анализа и "сингулярной безопасности" для мира был положен в основу мирного плана Владимира Зеленского из 10 пунктов, который представил свой план лидерам, в частности президенту США Джозефу Байдену, президенту Франции Эммануэлю Макрону и премьер-министру Индии Нарендра Моди . председательствует в G20.

Повестка дня, которая вытекает из мирного плана Украины, касается широкого круга вопросов национальной и международной безопасности и была поддержана со стороны ЕС во время последнего саммита ЕС – Украина, который прошел в Киеве.

“И Украина, и ЕС разделяют общую цель – прекратить эту войну – на основе уважения к суверенитету и территориальной целостности Украины. Поэтому мы поддерживаем инициативу Украины Формула мира и будем активно работать с Украиной над мирным планом из 10 пунктов. Мы также поддерживаем идею саммита Формулы мира для запуска этого плана”, – сказал Мишель на пресс-конференции с главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляен и президентом Украины Владимиром Зеленским 3 февраля 2023 года в Киеве.

Идея Глобального саммита мира получила поддержку европейских тяжеловесов во время последнего турне президента Владимира Зеленского по европейским столицам (Лондон, Париж, Брюссель).

В частности, можно говорить о следующих глобальных проблемах и измерениях безопасности, которые косвенно вытекают из украинского плана президента Владимира Зеленского:

  • угроза "ядерного суицида" или радиационная и ядерная безопасность в эпоху роста геостратегической конкуренции и развития;
  • глобальная продовольственная безопасность в эпоху климатических изменений;
  • энергетическая безопасность в Европе и мире и переход к новым и чистым источникам энергии;
  • человеческая безопасность в эпоху искусственного интеллекта или как обеспечить когнитивный суверенитет на национальном и индивидуальном уровне;
  • незыблемость и обеспечение принципа территориальной целостности и суверенитета в гиперсоединенном мире;
  • сила права против права силы – защита свободы требует восстановления справедливого правосудия;
  • предотвращение и противодействие экоциду и геноциду и другим видам человеконенавистнических идеологий;
  • построение архитектуры безопасности способной к превентивным действиям и канализации конфликтов (войны);
  • завершение войны через юридические и гарантии безопасности и обязательства сторон. Мир нуждается в “безопасном блокчейне”.

Призыв Украины, в лице президента Владимира Зеленского, к мировым лидерам провести Глобальный саммит мира – это призыв положить начало диалогу об “устойчивой безопасности” в мире сингулярных угроз, каскадных и нелинейных рисков. Это повестка дня, призванная найти способ, как не допустить "геополитического Чернобыля" и цивилизационной катастрофы человечества.

Способен ли мир сделать правильные выводы, узнаем скоро.

Владимир Лупаций, соучредитель Национальной платформы устойчивости и сплоченности