Сегодня украинский Минфин снова объявил о возможном введении моратория на выплату внешних долгов, в частности, перед следующим крупным платежом — сентябрьским погашением $500 млн евробондов.
Об этом в блоге на сайте Новое время пишет Игорь Бураковский, экономист, директор Института экономических исследований и политических консультаций:
«У страны нет другого выхода, кроме как всеми силами пытаться реструктуризировать украинский внешний долг. Это позволит снизить влияние на правительство и национальную валюту. Кроме того, те деньги, которые мы сегодня получаем от международных финансовых организаций, будут оставаться и работать в нашей стране, а не моментально вытекать из нее.
Мы не можем платить все больше и больше. Этот замкнутый долговой круг нужно каким-то образом разорвать. Поэтому часть внешнего долга – в первую очередь, коммерческого – нужно реструктуризировать. Причем международная практика говорит о том, что если речь идет о реструктуризации, то все кредиторы должны находиться в одинаковых условиях: нет более или менее привилегированных участников. То есть, мы не можем выплачивать долг российским кредиторам (если загвоздка в них), а остальным – нет. В этом вся сложность. Ведь нужно договориться со всеми держателями существующего украинского долга, чтобы они пошли на какие-то уступки.
Почему стопорится достижение договоренности с нашими внешними кредиторами, тяжело сказать. Мы до конца не знаем, кто они. От их имени выступает соответствующий комитет. Между собой они координируются, и каждый из кредиторов преследует, в первую очередь, свои экономические интересы.
Позиция Украины такова: давайте реструктуризируем долг, а потом мы вам все выплатим. Тем временем, позиция наших кредиторов иная: вам никто не даст умереть, Запад поможет, мол, заплатите сегодня и завтра живите спокойно. Каждая сторона имеет свои аргументы за и против. Это нормальный процесс.
Единственное, что хочется добавить: операции с долгами при определенных условиях являются одними из самых выгодных на финансовом рынке. Об этом тоже нельзя забывать. Тут очень мало политики – это циничный разговор о деньгах, об ожиданиях получения прибыли в связи с использованием украинских долговых операций. А политический антураж, о котором много говорят в подобных ситуациях, — это дымовая завеса, которая всегда сопровождает подобного рода крупномасштабные операции.
Я бы в этом вопросе меньше обсуждал какие-то политико-конспирологические вещи, но помнил о том, что операции с долговыми бумагами – особенно для тех, кто купил их на вторичном рынке – являются чрезвычайно прибыльными».