В украинских лесных хозяйствах разгорелся настоящий скандал из-за нового налога, который неожиданно ввели в середине 2018 года. Это земельный налог на все лесные угодья страны, ставки которого определяются решениями местных общин.

Об этом пишет UBR.

«В некоторых областях местные общины уже начали принимать решения по максимальному (5% нормативной стоимости 1 га лесных земель) проценту уплаты нового налога. В связи с этим, Гослесагентство обращается к народным депутатам Украины с просьбой создать рабочую группу в парламенте для быстрой наработки необходимых изменений, чтобы спасти лесное хозяйство Украины», — прогремело заявление пресс-службы Государственного агентства лесных ресурсов. Еще проблему будут выносить на IV съезд Общества лесоводов, намеченный на 25 сентября 2018 г.

Профучастники оказались совершенно не готовы к новым взысканиям.

«Закон который вводился как бы для поддержки фермеров содержал поправку относительно налога на лесные земли, и вступил в силу 15 августа 2018 г. И объединения территориальных общин, у которых с деньгами очень трудно стали требовать от лесхозов уплаты этого налога. А подразделения Государственной фискальный службы стали извещать о нем лесхозы. Но даже с точки зрения фермерских хозяйств налоги нельзя вводить «среди года». Если фермера обязать платить новый налог 15 августа, который он совершенно не планировал с начала года — он просто разорится. Поэтому появилось разъяснение, что новый налог можно применять к землям лесхозов с 1 января 2020 г.», — рассказал в интервью UBR.ua председатель Общества лесоводов Украины Юрий Марчук.

Главными лоббистами нового закона и нового налога стали руководители терробщин. В первую очередь в горных и лесистых районах. Они надеются так поддержать местные бюджеты, спят и видят, как лесники понесут в казну новые сборы.

«Да, мы уже считаем эти деньги. Но где я вижу риски? Могут возникнуть вопросы о том, что земельный налог будет приходить по месту регистрации субъекта ведения хозяйства, а, как правило, гослесхозы зарегистрированы в райцентрах, и налог будет идти туда. Поэтому нам нужно все эти моменты проработать», — сказал UBR.ua председатель Ланчинского объединения территориальной общин в Надвирнянском районе Ивано-Франковской области Владимир Попович.

О положительном эффекте от нового закона говорят и лоббировавшие его депутаты.

«Даже если органы местного самоуправления установят минимальную ставку этого налога, а это 1%, в год, бюджеты местных общин получат около 200 млн грн. Также данный закон будет стимулировать лесхозы не только вырубать леса, но и развивать деревообработку», — убежден народный депутат Юрий Соловей.

Впрочем, лоббисты нового налога сильно торопятся. Поскольку действующее в Украине законодательство не позволяет посреди года вводить неожиданные поборы. Руководитель Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина уже написала письмо в Минфин и ГФС, в котором подчеркнула, что «решения органов местного самоуправления об установлении налога за лесные земли могут быть приняты и должны быть обнародованы до 15 июля 2019 года, а его фактическое взимание возможно только с 1 января 2020 года».

Она призвала чиновников не поощрять вольную трактовку норм налогового законодательства, и принять меры.

Но это не решает, а лишь отсрочивает проблему — в лесхозах говорят об угрозах налоговых новаций.

«Между лесхозами и объединениями территориальных общин сейчас острый конфликт по вопросу земельного налога. Ведь по сути «фермерский закон», в который внесли поправку об этом налоге принимался для того, чтобы дать ОТО дополнительный источник финансирования. Особенно в горных районах, где как известно значительная часть земель местных советов занята лесами», — отметил Юрий Марчук

Популярні новини зараз

Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити

Зеленський зустрівся з головою ЦРУ Бернсом: війна закінчиться

МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні

Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців

Показати ще

В Гослесагенстве уверяют, что введение нового налога приведет к налогообложению земель, которые находятся в стадии создания древостоев (несомкнутые лесные культуры, срубы, пробелы) или на которых произрастают насаждения до 40-летнего возраста, и в которых невозможно получить древесину, пригодную для реализации (выгоднее выращивать сельскохозяйственные культуры, чем лес).

В распоряжении лесхозов в настоящее время находится 10,6 млн. га земли. Из них 9,6 млн. га занимает лес. Ранее с них взымался налог, как составляющая рентной платы. Объектом налогообложения (рентная плата за специальное использование лесных ресурсов) была заготовленная древесина и второстепенные лесные материалы, побочные лесные пользования (рекреация, оздоровление и т.д.).

«Оставшиеся 1 млн. га которые были в распоряжении лесхозов — это были земли, не занятые лесом. В том числе сельхозугодия, земли на которых были расположены те или иные строения, производственные площади и т.д. Только за эти земли платился земельный налог. Сегодня же хотят обязать лесхозы Украины платить земельный налог на 9,6 млн. га, занятые лесом», — уточнил Марчук.

Еще налогом будут облагаться леса с ограниченным лесопользованием: в заказниках регионального и местного значения, других объектах природно-заповедного фонда. И все защитные леса южных и восточных областей степной и лесостепной зон.

Эксперты уже рисуют самые пессимистические сценарии.

«Оценка стоимости этих земель будет приравнена к оценке стоимости пахотных сельхозугодий, которая в Украине составляет 300 тыс. грн. за гектар. Соответственно земельный налог будет приравнен к налогу с пашни. Если применять ставку 1%, то это будет 300 грн., при максимальной ставке в 5% — это 1,5 тыс. грн. с гектара. В итоге на все 10,6 млн. га которые находятся у лесхозов могут вынудить теоретически заплатить 15 млрд налога. При средней ставке 1% мы получим 3 млрд. грн. И все это в дополнение к тем 4,5 млрд налогов, которые уже платят лесхозы (НДС, налог на прибыль и т.д.). Это будет экономическая катастрофа всего лесного хозяйства!» — подчеркнул Марчук.

В Гослесагентстве последствия видят иначе: «При общем объеме реализации почти 14 млрд грн. за 2017, общая сумма налогов и других обязательных платежей предприятий лесного хозяйства составит свыше 5 млрд гривен. Дополнительный земельный налог прибавит к этой сумме от 3 до 10 млрд. грн., в зависимости от решения местных общин».

Там считают, что налоговые новации приведут:

К подорожанию минимум в 1,5-2 раза древесины, реализуемой на рынке.

Из-за высокой стоимости древесины большинство предприятий деревообрабатывающей промышленности будут остановлены, а потому прекратят работу и лесохозяйственные предприятия.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook