Правительство Украины может справедливо утверждать, что добилось большего прогресса в структурной реформе всего за четыре года, чем любая администрация со времен обретения независимости в 1991 году. Несмотря на конфликт с группировками боевиков, поддерживаемыми Россией, которые все еще удерживают некоторые районы Донбасса, рост медленно поднимается, и инвестиции, хотя и все еще ниже уровня, необходимого Украине, только начинают заходить в страну.
Об этом пишет Financial Times, передает ZN.UA.
«[Мы столкнулись] с проблемой превращения страны, которая действительно имеет решающее значение для стабильности и процветания Европы», — сказал Даниэль Билак, председатель агентства по инвестициям «УкраинаИнвест». «Самая большая проблема заключается в попытке получить наше сообщение [о том, как изменилась страна]».
Одна из проблем заключается в том, что обычные украинцы еще не ощущают многих изменений в своей повседневной жизни. Они сильно пострадали от спада в экономике и национальной валюты после демократической революции и последующего конфликта в 2014 году.
Сторонники борьбы с коррупцией заявляют, что правительство еще не сломило власть олигархов на управление и экономику.
«В чем проблемы? Прежде всего, имущественные интересы», — сказал экс-министр финансов Украины Александр Данилюк. «Чем больше вы пытаетесь их выжить, тем больше они сопротивляются».
Киевское правительство обвиняется в том, что слишком сильно затянулось принятие некоторых ключевых реформ, в том числе и создание независимого, антикоррупционного суда, требуемого МВФ в качестве условия его программы спасения в размере 17,5 млрд. долл. США.
«Этот [антикоррупционный] суд необходим, чтобы привлечь к ответственности высокопоставленных чиновников, которые все еще расхищают миллионы и миллиарды от государственных средств», — сказала исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.
Страна может перечислить многие успехи в области реформ. После финансового кризиса, который произошел после революции, удалось восстановить макроэкономическую стабильность. Экономика сократилась почти на 17% в 2014-15 годах, прежде чем вернуться к росту в 2016 году. В этом году Всемирный банк спрогнозировал рост примерно на 3,5 процента.
Гривня стабилизировалась, а инфляция, которая достигла 43% в 2015 году, частично из-за увеличения МВФ внутренних цен на топливо, снизилась до 13,7% в прошлом году. До ухода в марте глава Центрального банка Валерия Гонтарева провела очистку банковского сектора, который сократил число поставщиков почти вдвое.
В энергетическом секторе увеличение государственных цен на газ до уровня рынка было непопулярным среди отечественных потребителей, хотя целевые выплаты по социальному обеспечению частично компенсировали это повышение. Но это устранило основы для огромных коррупционных схем.
Рост цен наряду с пересмотром стратегии также изменил состояние «Нафтогаза». Его потери были частью дефицита бюджета, который достиг максимального уровня в 10,1% от валового внутреннего продукта в 2014 году, но сократился до 2,3%.
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
Північнокорейського генерала поранено внаслідок українського удару Storm Shadow по Курській області, - WSJ
Морози до -6, сніг, дощ та сильний вітер: мешканців Київщини попередили про небезпечну погоду
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
«Мы были самой большой черной дырой в Украине. Сейчас мы самый большой налогоплательщик», — сказал главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
В знак изменившихся отношений с Москвой «Нафтогаз» не покупал газ напрямую из России с ноября 2015 года. Потребление сократилось, а «Нафтогаз» достиг договоренностей о покупке газа из соседних европейских стран.
Правительство также реформировало свои налоговые и пенсионные системы, уменьшив таким образов количество выплат «черной зарплаты». Внедрение прозрачных онлайн-торгов по контрактам с государственными закупками закрыло еще один источник коррупции. Украинский институт экономических исследований и политического консалтинга подсчитал, что газовый сектор, закупки, банковские и налоговые реформы вместе восстановили до 6 млрд долларов годовых доходов, ранее украденных у государства.
Сейчас правительство переходит к реформам, которые почувствуют рядовые украинцы. Одним из них является реорганизация здравоохранения в Национальную службу здравоохранения Украины.
Некоторые киевские инсайдеры предполагают, что международное сообщество не предоставило властям Украины кредита доверия за такие сложные реформы, но сосредоточилось непропорционально на таких условиях МВФ, как антикоррупционный суд.
Участники кампании говорят, что у суда жизненно важное значение для обеспечения того, чтобы вновь созданное Национальное антикоррупционное бюро могло возбуждать дела перед подлинно независимыми судьями.
Правительство Украины еще не выполнило требования МВФ об окончательном повышении цен на газ.
«Люди наконец получат бесплатную медицинскую помощь, за которую они уже заплатили в своих налогах», — сказал и.о. министра здравоохранения Улана Супрун.
Чиновники говорят в частном порядке, что соглашение близко, несмотря на политическую чувствительность перед президентскими и парламентскими выборами в следующем году. Гонарева сказала, что неопределенность в отношении выборов и долгосрочные перспективы реформ не должны закрывать собой достижения Киева: «Я не верю, что мы можем сравнивать новую Украину со старой Украиной. Вещи во много раз лучше, чем они были несколько лет назад».
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook