Как далеко готов зайти Запад в поддержке сирийской оппозиции? На этот и другие вопросы ответил известный политолог, эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар.
{advert=1}
— Совершенно ясно, что одной ликвидацией Каддафи триумф либерализма доказать невозможно. Сейчас следующей на очереди стоит Сирия, и поэтому давление на нее будет не меньше, чем на Ливию. Для Запада демократизация Сирии — еще более важный и желанный момент, чем свержение Каддафи и после ликвидации его режима главное внимание ЕС с соответствующей целью переключится на Асада. Поэтому очевидно, что действия Запада в отношении Сирии будут очень жесткими и похожими на те, что мы наблюдали в отношении Ливии.
— Чем вызвана такая реакция?
— Запад не может не учитывать не только иранской ориентации режима Башара Асада, но и безопасности Израиля, который страдает от активности разных экстремистских движений. Уже одного этого вполне достаточно для объяснения важности демократизации Сирии.
— Запад твердит о «жестоком подавлении народных протестов в Сирии». Почему же тогда он не замечает жесткого подавления арабских революций в Бахрейне и Йемене? Нет ли здесь двойных стандартов?
— Ни США, ни Евросоюз не хотят усиления Ирана. Ведь падение действующих в этих странах режимов будет на руку только Тегерану. Все это, разумеется, вызывает определенные вопросы. Тем не менее, в отличие от Туниса и Египта, режимы в Бахрейне и, особенно, в Йемене оказались на удивление прочными.
— Отдают ли себе на Западе отчет в том, какую оппозицию там поддерживают и кого ведут на смену Башару Асаду? Почему там не замечают того, что представляют собой лидеры сирийской «оппозиции» вроде того же шейха Арура, чьим девизом является «Алавитов — в могилы, христиан — в Бейрут»?
— Проблема в том, что далеко не все на Западе всерьез понимают угрозу, исходящую от подобных движений, и степень их экстремизма. Разумеется, исламисты никуда не делись, и они готовятся использовать плоды свержения диктаторских режимов по-своему. Но такие подробности относительно действий сирийских исламистов на Западе практически не передают. Разумеется, при желании это можно встретить в узконаучных диалогах немногочисленных специалистов по арабскому Востоку, но, к сожалению, на публику такие данные стараются не выносить.
Негативных моментов вообще стараются не замечать, особенно это касается разного рода попыток установления шариата, поскольку считается, что это все революции молодежи, которая сместила ненавистные режимы, чтобы строить новую свободную жизнь.
— Но ведь в случае падения Асада и прихода исламистов к власти интересы Запада и Израиля, в конечном счете, пострадают…
— Не надо думать, что никто не отдает себе отчета в том, какую опасность они представляют. И в этом смысле уже работают определенные структуры и фонды. Разумеется, на Западе знают о наличии таких явно антидемократичных сил вроде «Братьев-мусульман» и намерены сделать все, чтобы их изолировать. Сейчас с ними ведется диалог на предмет того, чтобы они усмирили свой тон. В определенной степени на этом направлении видны успехи. Не случайно, те же египетские «Братья-мусульмане» заметно попритихли и притаились. Брюссель и Вашингтон намерены держать процесс под контролем и не допустить неконтролируемой реакции.
{advert=2}
Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл
Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
— Какой хочет видеть Сирию, в конечном счете, Запад? Некоторые арабские телеканалы распространяли карту «Сирии без Асада», там планируется создание нескольких небольших государств…
— О демократии и уходе Асада говорится очень много. В любом случае и Брюссель, и Вашингтон опасаются повторения сценария Иракской войны. Этого нельзя допустить ни в коем случае. Тогда с Ираком Запад допустил серьезный просчет. Неужели нельзя было предугадать, что с падением Саддама Хусейна, державшего здесь порядок, арабы-сунниты, арабы-шииты и курды не захотят жить друг с другом в рамках прежнего государства? Распад Сирии как единого государства не выгоден. Но появление подобных карт говорит об угрозе повторения иракского сценария.
Ситуация в Сирии, как, впрочем, и в других арабских странах, хрупкая, и Запад, проводя свою политику в этих странах, не может это не учитывать. Обычная ошибка европейцев и американцев в их действиях относительно арабских стран — то, что они поступают с ними так, как будто это моноэтнические государства, населенные одной нацией.
Но это неправильно, когда мы говорим по поводу большинства таких стран. Запад подчас ведет свою политику здесь, абсолютно не учитывая национальных и культурных особенностей того или иного государства. И когда он выдвигает на первое место права человека и демократию, сплошь и рядом игнорируются тысячелетние традиции.