Реклама медикаментов в СМИ и, в особенности, на телевидении имеет несколько аспектов.
Медико-социальный аспект
С точки зрения врача реклама медицинских препаратов несет один только негатив, как для медиков, так и для больных.
В связи с всеобщим обнищанием населения, закрытием больниц в сельской местности, сокращение коечного фонда в городах, превращением «скорой помощи» в такси по доставке пациентов в лечебные учреждения, телевизор для большинства людей превращается в единственного доктора. Тут впору вспомнить 80-е годы прошлого столетия, когда по телевизору всевозможные экстрасенсы заряжали воду и рассасывали опухоли. Только сегодня на смену Кашпировскому и Чумаку пришли производители медицинской рекламы, обещающие исцеление от чудодейственных таблеток.
Рекламируются препараты всевозможных групп: сердечно-сосудистые, обезболивающие, противоаллергические, желудочно-кишечные, противовоспалительные, витамины, средства от геморроя, примочки от угрей, детские лекарства, короче, почти весь спектр медикаментов.
Вместо того, чтобы обратится к врачу, люди, почувствовавшие недомогание начинают заниматься самолечением, принимая рекламируемые препараты.
Особенно опасно это в случае болей в животе, которые могут быть вызваны серьезными хирургическими заболеваниями, требующими немедленного оперативного вмешательства. Вместо этого больные пригоршнями глотают но-шпу, солпадеин, спазмалгон, снимая боль на некоторое время, вместо того, чтобы бороться с причиной этой боли. Зачастую они попадают в стационар в крайне тяжелом состоянии, когда операция уже может быть неэффективной, либо лечение требует огромных материальных затрат.
То же самое касается заболеваний сердца, когда возникший инфаркт пытаются лечить дома обезболивающими препаратами.
Группа лекарств, приносящая наибольшие доходы фармацевтическим фирмам, это препараты улучшающие пищеварение. Именно на их долю приходится сейчас максимум продаж. Все вероятно видели рекламу мезима или фестала, когда за столом собирается целая семья и начинает заниматься обжорством, рассказывая о том, что фестал поможет. Мало кто понимает, насколько опасны эти медикаменты, а фармацевты естественно умалчивают об этом. Кроме того, что применение препаратов, улучшающих переваривание продуктов питания, способствует ожирению, эти лекарства по сути являются самыми настоящими наркотиками, вызывающими физическую зависимость. Дело в том, что в их состав входят ферменты поджелудочной железы, которые расщепляют белки, жиры и углеводы. Когда их применяет больной человек, у которого секреция этих ферментов снижена, это вполне оправдано. Но когда их начинает регулярно употреблять здоровый человек с единственной целью – побольше съесть, это приводит к тому, что его собственная поджелудочная железа перестает вырабатывать эти ферменты, так как они поступают в организм извне. Поджелудочная привыкает к этой дармовщинке и в результате через месяц постоянного употребления данных препаратов она значительно утрачивает свою функцию. Замещение собственных ферментов искусственными приводит к почти полному прекращению выработки собственных. В результате человек всю жизнь теперь вынужден принимать фестал и мезим, для того, чтобы обеспечить нормальное пищеварение. Кроме того у него постепенно формируется ожирение, которое в свою очередь ведет к целому ряду серьезных заболеваний – атеросклерозу, гипертонической болезни, сахарному диабету, метаболическому синдрому, анемии, нарушению функций опорно-двигательного аппарата, снижению половой функции.
Образуется замкнутый круг: обжорство — искусственные пищеварительные ферменты — ожирение — новые болезни — новые медикаменты. Таким образом, мы своими зубами при поддержке рекламы и фармацевтических фирм роем себе могилу.
Для самих больных кроме прямого ущерба своему здоровью, медицинская реклама наносит серьезный удар по их кошельку. Дело в том, что зачастую рекламируются не самые эффективные, а самые дорогие препараты. Например, нурофен или панадол, имеют отечественный аналог парацетамол, который стоит в разы дешевле, чем рекламируемые препараты. Действующее вещество в них одно и тоже – парацетамол, но в рекламу того же панадола вложены деньги, которые изначально включены в цену препарата. Аналогичная картина наблюдается со многими другими лекарствами. Только препаратов на основе противовоспалительного средства ибупрофена зарегистрировано в стране 43 торговых марки, действующее вещество опять одно и то же, цена отличается в разы в зависимости от средств затраченных на рекламу. Зачастую есть гораздо более дешевые и эффективны препараты, чем те, которые показывают по телевизору, но знает об этом только врач, а не телевизионный диктор.
Кстати, через месяц вступит в силу новый закон, по которому на рецептурном бланке врач будет обязан указывать только химическое название препарата, а не его торговое название. Угадайте с трех раз, какой препарат вам предложит фармацевт в аптеке – тот который стоит 3 гривны, или тот, который стоит 50 грн.
У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний
Росія продемонструвала можливість ядерного удару по Україні, - Defense Express
Росія вдарила по Кривому Розі: є постраждалі та руйнування
В ISW зафіксували високий рівень дезертирства окупантів
Государственно-экономический аспект:
Сторонники вседозволенности рекламы или ее ограничения только безрецептурными препаратами делают акцент на том, что государство недополучит в бюджет миллионы гривен от запрета рекламы и снижения продажи медикаментов.
Давайте начнем с того, что наше государство и украинские фармацевтические заводы уже давно не производят никаких собственных лекарств. Все, что еще способны выпустить Украина это глюкоза (сахар у нас пока еще есть), физиологический раствор (соли в стране тоже достаточно), зеленку и спирт (картофеля и зерна для его производства также хватает). Все остальное, в лучшем случае, производится из импортного сырья, которое завозится из-за границы, либо просто расфасовывается на наших заводах в упаковки из завезенной контрабандой в виде продукции «инбалк». («In bulk» в переводе с английского означает «без упаковки»). Это означает, что на наших заводах расфасовывают в упаковки таблетки завезенные неизвестно откуда в мешках и разливают микстуры привезенные в бочках. Вся прибыль от их продажи, естественно возвращается зарубежным фармацевтическим компаниям, оседает в карманах наших фармацевтических магнатов, рекламистов, владельцев телеканалов. В бюджет попадают такие крохи, что говорить о них смешно. Да и те прилипают к рукам чиновников из фармацевтического комитета и министерства.
Добавьте сюда еще тонны фальсификата, которого по официальным данным около 2%, а по неофициальным более 20%.
Следовательно, все разговоры о том, что бюджет недополучит в результате ограничения или полного запрещения рекламы медикаментов, какие-то миллионы миллиардов денег, это чистое лоббирование интересов фармацевтических компаний и владельцев центральных телеканалов.
Все доходы от рекламы медикаментов достаются именно им. Оплачивают все это больные из своих скудных заработков и пенсий.
Понятно, что пациентам придется безропотно глотать все, что им предлагают по телевизору. Другой альтернативы, при полном параличе медицины у них не останется.
Кроме того самолечение пациентов в результате бесконтрольного приема рекламируемых препаратов ведет к серьезному экономическому ущербу для государства, так как они попадают на лечение к специалистам уже в запущенном состоянии, или с букетом хронических заболеваний. Если это касается лиц трудоспособного возраста, то это ведет к увеличению времени их нетрудоспособности, а в ряде случаев и к инвалидности. В результате возрастают расходы из бюджета, которые государство перекладывает на плечи тех, кто еще сохранил трудоспособность.
В выводе Главного научно экспертного управления относительно законопроекта № 7007 отмечается: «В проекте закона предлагается запретить рекламу лекарственных средств, в том числе, на телевидении и радио. В связи с этим считаем необходимым отметить, что в соответствии с Европейской конвенцией о трансграничном телевидении, которая ратифицирована Верховной Радой Украины 17 декабря 2008 года, запрещается трансляция рекламы лишь тех лекарственных средств и медицинских услуг, которые на территории Стороны можно приобрести по медицинским рецептам».
Таким образом, мы видим, что после вступления в ВТО страна утратила контроль за собственным информационным пространством и обязана согласовывать все с Европейской конвенцией. Украина потеряла контроль над информационной безопасностью, а это уже проблема для СНБО.
Спикер парламента Владимир Литвин, на днях заявил о том, что депутаты проголосуют за запрещение рекламы лекарственных средств на телевидении, вот только прислушаются ли они к его заявлению. Свою роль и авторитет он уже потерял. Блок Литвина перестал быть держателем «золотой акции» и с его мнением теперь мало считаются. Если в Раде имеется мощное фармацевтическое лобби, то оно провалит запрет на рекламу медикаментов.
С моей точки зрения, единственные препараты, рекламу которых можно разрешить без серьезного ущерба для здоровья, это наружные средства – мази от ушибов, воспалений, угрей и витамины. Все остальные, в том числе и безрецептурные препараты рекламироваться не должны.
В целом ситуация со здравоохранением в стране сейчас катастрофическая и ухудшается с каждым вновь принятым законом. Похоже, что все реформы преследуют единственную цель – сокращение населения и обогащение узкой группы людей, которым фактически принадлежит украинское государство, на правах паевой собственности. Закрытое акционерное общество «Украина» готовится к окончательной распродаже, а люди, еще населяющие эту страну являются только балластом.