Пройдя через несколько кругов ада подражания развитым странам, мы оказались у разбитого корыта. Пытаясь примерить чужие одежки, мы их разорвали и остались наги.
Травмированные советским квази-социализмом, мы отбросили левые идеи, а вместе с ними права человека. Но и либеральные карго-культы не приблизили нас к заветной цели процветания. Наше общество оказалось не готово вписаться в глобализацию, и отстало от развитых стран на века. Но и тоталитарные методы модернизации сейчас не применимы, так как время не то. Пытаясь приблизится к лучшим идеалам цивилизации, мы наоборот погрязли в трясине насилия, обмана и зла. А в чем природа зла?
Эрих Фромм пытался найти его истоки в биологической природе человека, и для выхода из ловушки насилия, предлагал обратиться к лучшим мотивам человеческой личности, гуманизму. Обладая таким сильнейшим оружием, как интеллект, человек выделяется из мира природы и чтобы выжить как вид, обязан нести ответственность перед всеми: семьей, окружающим социумом, человечеством, и прежде всего перед собой и Богом. По мере развития культуры, роста благосостояния общества и в процессе борьбы за права, люди пришли к пониманию ценности человеческой личности. Путь человека от рациональной природы и борьбы за выживание к культуре, цивилизации. Но когда общество попадает в глубокий экзистенциальный кризис, в мир приходят пророки и мессии, чтобы донести до людей слово. Утопическую идею разорвать на себе цепь зла, изменить саму природу человека.
Говорят, что сейчас многие женщины в восточно-славянских странах выходят замуж за мусульман, потому что они не пьют, не колются и во что-то верят. А во что верим мы? Кондуктор в общественном транспорте в Киеве, продающая уже использованные билеты, верит, что коррупция начинается с офшоров президента, а сепаратизм начинается на Донбассе и в Крыму. Владелец компании, «оптимизирующий» зарплату сотрудникам, верит, что он делает свой бизнес эффективнее, получая в итоге лишь снижения мотивации и производительности персонала, и падения прибыли. Быдло, проламывающееся без очереди, верит что оно успеет везде, а мусорящее под ногами, что кто то за ним уберет. Правительство, пустившее страну в экономический тупик с минимальной зарплатой и пенсией в 10 раз ниже прожиточного минимума, верит, что вытянет на помощи МВФ. И мы все, говоря о симулякрах капитализма в феодальной стране, верим, что сделаем сказку, как быль. Не судьба, для начала нам предстоит разорвать на себе цепь зла.
Сейчас политологи говорят, что главная проблема Украины в отсутствии социальных лифтов, вертикальной мобильности. Зажатые человеческие ресурсы чахнут без реализации и отток за рубеж лишь растет. Лучшие представители украинской политологии, например, Юрий Гаврилечко, говорят, что настало время идейных проектов в политике, правых ли, левых, но идейных. Будучи по убеждениям либерал и сторонник идей Балашова, я в то же время считаю что на постсоветском пространстве нужен именно новый левый проект. Масоны считают, что общество всегда развивается в лучшую сторону, в направлении прогресса. Но как то так получилось, что после развала Союза нас отбросило на целую эру назад. С помощью симулякров квази-капитализма мы варварски вырыли такую яму под либеральной идеей, что нам остро нужен новый «левый уклон». Иначе мы опрокинемся навсегда, и окажемся похоронены под завалами нового фундаментализма, с джихадом и шариатом. Ведь свято место пусто не бывает в опустошенных сердцах и умах.
Кто в состоянии совершить рывок эмансипации наших латентных производительных сил в Украине? Закрытые организации, вроде масонов, корпорации олигархов или «вожди»? В основе благополучия общества находится технический, социальный и культурный капитал, технологии, институты и право. А в их основании лежат ценности, образование и культура. Наверное, нам не дано проскочить этапы развития без повышения уровня образования и качества человеческого капитала. Именно человеческий капитал выделяет современный Запад, как образец для подражания всех других стран. Так, что элиты всех народов мира ходят в западных костюмах, учатся в западных ВУЗах и общается на языке западных терминов. Строят пусть симулякры, но западных институтов, и пусть даже копируют и воруют, но западные технологии. Но вопреки расхожему мнению, носителем ценностей западной цивилизации является не интеллектуальный, а именно ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ капитал, ибо человек есть «мера всех вещей», храм с бессмертной душой. А государство не механизм, распределяющий блага, а сервис, их создающий. Наверное такой является прогрессивная левая идея сегодня. Вернее, как всякий в нашем сложном обществе 21 в. гибрид: «либеральный социализм», «капитализм с человеческим лицом», «третий путь». В экономике сервисов и аутсорсинга, где копеечная зарплата наемного раба есть моветон, истинный лидер понимает, что качество больницы не в уровне жизни выживших, а в снижении уровня смертности безнадежно больных. Что это зависит от зарплаты не главврача, а последней санитарки. Что в такой системе, как фирма, государство и общество, не бывает десятых ролей. Что квалификация и мотивация не только высшего руководства, но и персонала 2-3-го уровня определяет успешность проектов и успех организации в целом.
Чтобы успешный лидер состоялся и выполнил миссию, он подобно Цезарю, поднимает последнего солдата до себя, а не опускается вниз. Подобно Биллу Гейтсу, делает своих специалистов миллионерами, а не нищими рабами. Становится моральным авторитетом, лучшим среди лучших, соратником и учителем, реализующим личные цели через общее благо и общий успех, а не деспотом в башне из слоновой кости. Прочность цепи определяется слабым звеном, но уровень качества задает лидер системы. Успешное лидерство реализуется в успешной системе, стандартизирующей высокий уровень качества, и одновременно дающей свободу самореализации. Конкурентный отбор и одновременно «золотой парашют», подушка безопасности, как залог социальных лифтов, успешно реализованы в Западных странах. В которых свобода не противоречит равенству и братству. К стандартам которых стремимся мы, но увы безуспешно, так как видим лишь вершину их социального «айсберга». Которые, пройдя через школу религиозной этики и гуманизма, смогли разорвать на себе цепь зла, и воплотить в своей культуре высшие ценности: веру, надежду, любовь. В противном случае, не поднявшись над бездной квази-элитаризма, и не вырвав свой народ из плена рабства, нищеты и прежде всего невежества, украинские интеллектуалы будут постоянно уподобляться Саше Боровику. Попавшему в стаю обезьян, и вынесенному вон под гикающее улюлюканье диких толп.