Барак Обама сейчас совершает стратегический тур по странам-союзникам, где проводит сверку часов с вашингтонским временем. Возможно, это последняя такая глобальная поездка перед уходом с поста.

Несмотря на то, что главные события и кризисы далеки от завершения, пресса уже начинает смотреть на Обаму как бы вслед – вслед уходящему президенту, и каждый его шаг оценивает уже как прощальный.

Итак, попробуем бегло оценить наследие Обамы и попробуем предсказать его стратегию до передачи дел преемнику и ухода из Белого дома с вещами.

Эстафетный рывок

Первая и главная задача Барака Обамы, которую он безусловно должен выполнить – это создать условия для победы на президентских выборах кандидату от своей партии. Рецепт очень прост – ему нужно завершить очевидной победой хотя бы одну войну. Например, сирийскую. Об этом ниже.

Украинская проблема явно достанется в наследство преемнику, особенно учитывая фактор Крыма. Задача Обамы – обеспечить максимальное стратегическое и ресурсное ослабление России, точно так же как это сделал Рональд Рейган, создав условия для ухода СССР из Восточной Европы и распада сначала Варшавского блока, а затем – и самого Советского Союза. Что стало неожиданным сюрпризом уже для преемника Рейгана – Джорджа Буша-старшего. А заполнял создавшийся вакуум уже политический конкурент от Демократической партии – Билл Клинтон.

В мире, и особенно в Украине, сложилось мнение об Обаме, как о слабом президенте, этаком Джимми Картере, который постоянно шел на уступки Кремлю.

И все вздыхают и пытаются вызвать дух Рейгана, который в шутку объявил «Россию вне закона на вечные времена, которая будет подвергнута ядерному удару через пять минут»

На самом деле, если отбросить постоянный грубый троллинг Рейгана, то практические подходы Обамы к России являются гораздо более жесткими, чем это практиковал Рейган – икона правоконсерваторов и ястребов.

В действительности на уступки Путину шел не Обама, а его «попередник» Джордж Буш-младший и республиканцы. В Кремле больше всего мечтают о том, чтобы выборы выиграл республиканец и ни в коем случае не та же Хиллари Клинтон.

Этому есть несколько причин, имеющие свою историю. Надо признать, что Республиканская партия в наше время больна той же деменцией, что и поздняя КПСС.

В партии не произошло смены руководства, которое завело США в стратегическую катастрофу, и не получило за это красную карточку. Джон Маккейн при всем своем боевом шарме проиграл выборы Обаме потому, и на прошлых выборах голосовали не за Обаму, а против Маккейна.

Сейчас Республиканская партия пытается переключить внимание от своих внутренних проблем на явного подставного кандидата Дональда Трампа. Это старая технология, которая очень пригодилась Кремлю и лично Борису Ельцину, который имея всего 5% рейтинга, успешно запугал избирателя Жириновским и Зюгановым. Его трюк повторил в 1999 Кучма, с теми же 5% стартового рейтинга, выставив против себя подставного Петра Симоненко.

Возвращаясь к политике Барака Обамы, следует сказать, что на протяжении всего срока главной проблемой, которую он решал, и сейчас решает в режиме финишного рывка, является проблема «токсичных союзников».

Популярні новини зараз

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни

Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада

У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний

Показати ще

Проблема «токсичных союзников» в Азии

«Токсичные союзники» – целиком наследие Джорджа Буша-младшего.

Первыми в этом ряду хронологически стоят Россия и Пакистан. После 9/11 Буш принял решение атаковать Афганистан. В силу географического положения у американцев не было иного выхода, кроме того, чтобы полностью положиться на Россию и Пакистан в целях логистической поддержки, и полностью закрыть глаза на то, что эти страны одновременно борются с терроризмом, и поддерживают его.

Из-за зависимости от транспортных маршрутов в Афганистан через Россию администрация Буша полностью закрыла глаза на агрессию России против Грузии.

С Пакистаном картина получилась еще более скандальной. Американская армия вместе со всеми контингентами НАТО и даже нейтральными странами (Швеция и Финляндия) безуспешно боролась с талибами, но Белый дом и республиканцы полностью игнорировали тот факт, что талибы получают поддержку от союзника – Пакистана, куда вели следы и самого Бин Ладена.

Обама долго разматывал этот клубок, пока ЦРУ таки не выследило Осаму в Пакистане. Обама начал вывод войск из Афганистана для того, чтоб избавить национальную экономику от непосильных военных расходов, а политику – от зависимости от ложных друзей.

Таким ложным другом был и протеже Буша – сам президент Афганистана Хамид Карзай, который превратил свою страну в мировую плантацию героина, а свою родню – в чистую мафиозную семью, где его ближайшие родственники занимались самым грубым уголовным промыслом вроде рэкета и похищения людей.

С выводом войск из Афганистана отпала нужда и в услугах России. Бутафорская коробочка с кнопкой «Перезагрузка», которую Госсекретарь Хиллари Клинтон вручала Сергею Лаврову, на самом деле означала «Аборт» вынужденному медовому месяцу между Белым домом и Кремлем.

Похожая ситуация сложилась и в Ираке. Как только Обама вывел оттуда свои войска, стало полностью очевидно, что Ирак является де-факто иранской колонией, где американский протеже премьер-министр Нури аль-Малики водит американцев за нос, а на самом деле превращает страну в мост Ирана к Средиземному морю.

Окончательно картина стала ясной, когда правительство Малики начало выбрасывать из страны всех американских граждан в 2011 году, выдавливать из армии офицеров, получивших подготовку в США, и физически истреблять суннитские племена, которые получали американскую помощь для борьбы с «Аль-Каидой» в западном Ираке.

В итоге Малики потерял власть, но Иран не потерял решимости вернуть его обратно на пост. Но есть одна проблема – в небе над Ираком снова В-52, а американцы воюют в Ираке против ИГИЛ, и воюют напрямую, и так же напрямую снабжают местные дружественные отряды.

«Токсичные союзники» в НАТО и кнут Обамы

Не менее больной проблемой «токсичных друзей» являются все без исключения страны НАТО, что тоже частично является наследием Буша-младшего.

Большинство стран НАТО ринулись в Ирак, но несолоно хлебнув, довольно быстро свернули свое присутствие.

Кампания истерии американских СМИ против Франции и Германии в 2002-2003, которые отказались присоединиться к вторжению в Ирак, была хуже нынешней киселевщины по воскресеньям.

Белый дом опомнился только через два года, когда понадобилось усиливать присутствие НАТО в Афганистане.

Уже при самом Обаме европейские союзники по НАТО очень здорово подставили Вашингтон, причем дважды.

Первый раз – в Ливии. Американские ВВС обеспечили первоначальную нейтрализацию систем ПВО Каддафи, после чего Франция, Великобритания и Италия еще полгода не напрягаясь, добивали войска Каддафи.

Однако, как только с Каддафи было физически покончено, европейские союзники полностью умыли руки и без проблем позволили отмывать в европейских банках деньги новым ливийским клептократам, которые сознательно загоняли Восточную Ливию в хаос.

Не говоря уже о том, что европейцы, традиционно спонсируя кампании по скупке оружия в Западной Африке, чтоб упредить возможность новых гражданских войн и распространение его по региону, почему-то полностью игнорировали подобную проблему и угрозу прямо у себя на пороге – в Ливии. А за Ливию извиняться пришлось лично Обаме, под злорадство Кремля. И под полное отсутствие любых комментариев по этому поводу из любой столицы союзников по НАТО.

Еще худшим унижением для Обамы стал внезапный отказ почти всего блока НАТО присоединиться к войне против Башара Асада после зариновых атак. Европа спрятала голову в песок. Но недальновидность все же настигла Европу в виде миллионов беженцев.

В тоже время самый главный феномен и чудо, которого не смог добиться сам Рейган, но сделал Обама – это синхронный режим санкций против России со стороны США и ЕС. После вторжения СССР в Афганистан США наложили санкции, но европейские союзники просто использовали возможность устранить конкурента и резко нарастили объемы торговли с Москвой. В итоге, Рейгану тоже пришлось отказаться от ущемления интересов своей промышленности.

Очевидно, что, захватывая Крым и Донбасс, Путин рассчитывал войти в ту же реку, но просчитался. Сейчас Кремль третий год ищет любую возможность взорвать европейское единство, причем именно сам Евросоюз как таковой, члены которого должны сначала выйти из ЕС, и потом поодиночке – из режима санкций против России.

Кроме того, Обама в самой жесткой форме и открытым текстом начал загонять Лондон обратно в строй, исключая любую возможность сыграть с Вашингтоном в одни ворота – отсидеться на острове, «кинув» континентальных союзников в ЕС, и съесть рыбку в виде торгового договора с США.

Сверка часов в Арабской коалиции

Приезд Обамы на саммит стран Персидского залива был последней сверкой часов перед новым раундом войны в Сирии против ИГИЛ, где ИГИЛ является всего лишь формальным поводом.

Реальной темой встречи в Эр-Рияде было также обсуждение вопроса уменьшения влияния Ирана в регионе. А это означает автоматически и свержение режима Башара Асада в пакете с уничтожением ИГИЛ, или же максимум сразу после ИГИЛ и других радикальных группировок, которые на самом деле были созданы спецслужбами самого Башара Асада.

В самое ближайшее время режим прекращения огня в Сирии закончится, и все вовлеченные стороны приступят к продолжению стратегической битвы. Единственные новые штрихи от Обамы – это открытое присутствие американских сил как в Ираке – в виде В-52, так и в Сирии, где американский спецназ впервые и официально появился на объективы телекамер.

Это – послание Кремлю, который если и решит вернуть свою авиацию в Сирию, то точно не сможет бомбить поддерживаемую Обамой оппозицию под предлогом войны с ИГИЛ.

Украина на десерт

Нет никаких сомнений в том, что Украина даже после второго Майдана считается в Вашингтоне если не «токсичным союзником», то «токсичным клиентом». Белый дом не может не видеть, что даже в условиях войны у Москвы есть гораздо больше ниточек, за которые дергают все украинские власти, чем у США.

Арсений Яценюк, которому Байден высказывал особое расположение, и которого даже катали на авианосце, ушел с поста, имея гораздо меньший уровень поддержки, чем беглый Азаров. Который очевидно проводил экономическую политику в интересах Москвы, куда он собственно и бежал.

Результаты правления постмайданной власти пока дают гораздо больше поводов радоваться в Москве, чем собственно украинскому избирателю.

Для Белого дома ситуация с украинской властью очевидно должна напоминать Ирак. Но очередной жесткий разговор, скорее всего будет перенесен на осень, после решения сирийского вопроса и дальнейшего стратегического ослабления России, где против нее играют и тающие финансы и нефтяные цены, которые Кремль пытается безуспешно поправить даже грубыми провокациями своих самолетов. Все чего Кремль сейчас добивается, это заставить Белый дом вскинуть оружие в ответ, что должно вызвать панику на мировых рынках.

А пока Обама если и вскинет ружье, то это будет в Сирии, на которой он полностью сконцентрируется. Хорошей новостью для Украины является то, что Сирией будут заняты и Путин с Шойгу, которому дефицит командных кадров и разведки не позволит одновременно вести кампании в Сирии и на Донбассе, где ключевых кураторов не видно с прошлого лета – ровно с начала войны Путина в Сирии.