Но есть важные характерологические признаки этого процесса:
1. Это общепризнанный инструмент прямой демократии.
2. Обязательно, пусть в незначительной части, наличие прямых выборов или делегирование.
3. Новые конституции практически всегда принимаются в квазиправовом или околоправовом поле.
4. Новые конституции — это всегда консенсус элит и гражданского населения.
5. Признание легитимности новой конституции, как населением страны, так и международным сообществом.
Инициатива первого Президента Л. Кравчука, поддержанная действующим Президентом В. Януковичем, о проведении конституционной ассамблеи, является логическим завершением длительного периода конституционного хаоса и попыткой предотвратить дестабилизацию ситуации в стране. Данному решению предшествовала длительная дискуссия среди партий и общественных организаций. Напомню, что еще в 2007 году был создан оргкомитет по созыву конституционного собрания, гражданский конституционный комитет. Более сорока внепарламентских политических партий, десятки общественных организаций подписали меморандум, в котором поддерживалась идея проведения конституционного собрания, утверждена дорожная карта и обозначены основные принципы нового общественного договора. О необходимости написания новой конституции и принятии ее на конституционном собрании высказывались практически все нынешние оппоненты инициативы Л. Кравчука. Это — БЮТ, «НУ—НС», КПУ, многочисленные эксперты, как в области права, так и политологи.
Единственный, кто всегда был против таких изменений, так это А. Мороз. Сегодня граждане ассоциируют эту фамилию скорее с прогнозом погоды, нежели с политиком, но именно этот человек заложил в Конституцию 1996 года и реформу 2004-го ряд положений, которые привели к дискредитации украинского парламентаризма.
Сегодня народные депутаты очень болезненно реагируют на возможность принятия конституции вне парламента. Но принятие новой конституции Верховной Радой будет еще более нелегитимным, поскольку это не предусмотрено действующей Конституцией.
Можно ли принять соответствующий закон? Да, можно. Будет ли конституция, принятая парламентом, работать? Нет.
Цель любой конституции и способа ее принятия — это доверие населения, которое утрачено вследствие действий власти. В конституционной ассамблее народные депутаты будут принимать участие, вносить свои предложения, но окончательный вариант будет утверждать конституанта, авторитетные международные структуры, а легитимизировать население на общеукраинском референдуме.
С точки зрения конституционализма указ Президента продемонстрировал разницу между конституционной и конституирующей властью. Таким образом глава государства признал: основные компоненты системы — стабильность, законность и эффективность права — разрушены и единственный способ ввести их в легитимное русло — это конституционная ассамблея. Теперь задача для политической элиты — понять, что менять в конституции и как остаться в новой конфигурации государственной власти.
Пенсіонери ризикують залишитися без прав: що загрожує водіям похилого віку
"Нова пошта" звернулася до клієнтів через заборонені посилки за кордон: важливі правила
Як відрізнити підробку: головні ознаки фальшивої 100-доларової купюри
Зачепить усіх при обміні 100 доларів: українців попередили про можливі проблеми
Все глобальные кризисы прошлого века заканчивались автоматом Калашникова, еврейскими погромами и переделом границ. Если кто-то думает, что будет по-другому, он глубоко ошибается. События в странах Магриба и Египте — это новое качество глобальных войн, в которых население самостоятельно свергает свои правительства, а затем в страну вводятся внешние войска и управляющие компании для контроля за природными ресурсами и транспортными магистралями. Марионеточные правительства быстро меняются, местные олигархи ликвидируются. При необходимости начинается парад суверенитетов. В данном случае на очереди в новые государства часть территории Ливии и Западная Сахара. Потери неизбежны. Мало кто знает, но в Тунисе погромы начались с особняков богатых евреев. Украинская история всегда повторяет свои черные страницы, а власть редко делает правильные выводы. Кризис и дестабилизация в глобальном масштабе только начинаются и первоочередная задача власти подготовить государство и население к новым вызовам и угрозам национальной безопасности. Иными словами, подготовить нацию и государство к войне, а в конституции заложить стабильное развитие минимум на полвека вперед. Мобилизация нации сегодня — это конституционное собрание, завтра — это может быть хунта из потешных генералов и маргинальных политиков. Так уже было во времена Скоропадского и ІІ Универсала.
Первой мотивацией для украинской элиты, и прежде всего финансовой элиты, должно быть доверие населения, что обеспечит им сохранность капитала и возможность работать на внешних рынках. Достичь этого можно через люстрацию, легализацию капиталов, депозитария собственности, введение понятия «ганебної власності» и других механизмов, которые будут предложены в текст новой конституции и конституционных законов.
Вторая мотивация — это стабильность законодательства, прозрачность и понятность правил предпринимательства, гарантия собственности. Все прекрасно понимают, что сегодня жертвами идеологии «грабь награбленное» стала «молодая команда» Л. Черновецкого и БЮТ, а завтра их место может занять перспективная команда Росукрэнерго. Победить в себе воровской инстинкт, который культивировался двадцать лет, власть не сможет. А вот страх потерять все может заставить договариваться и закреплять эти новеллы в новом Основном Законе. Но придется делиться с государством собственностью. Элементы реприватизации, прозрачности и контроля над стратегически важными для государства объектами обязательны.
Для населения очень важны прозрачность доходов и расходов чиновников, прозрачность работы банковской системы и, безусловно, персональная ответственность тех, кто руководит страной. В идеале, мы должны решить дилемму — или клептократия порождает антисемитизм, или олигарх становится другом украинца.
Третья мотивация — это защита от поглощения стратегических природных ресурсов и стратегических объектов внутри страны и возможность участия в крупных межправительственных проектах за пределами Украины. Эти процессы требуют высшей степени легитимности статей, заложенных в конституцию (а именно принятие конституции на референдуме), а также внятной внешнеполитической доктрины, позволяющей присоединять новые территории и защищать интересы граждан Украины за пределами страны. Еще раз повторюсь: выход из кризиса — это не только контроль над государством и передел границ, это, прежде всего, контроль над природными ресурсами, продуктами питания и транспортными коридорами. Только сильное государство при подавляющей поддержке населения способно модернизировать свою систему управления и выжить как полноценный субъект международного права в грядущих катаклизмах.
Президентами становятся не тогда, когда их выбирают, а тогда, когда они уходят.
Только в исторической ретроспективе можно оценить эффективность правления и последствия для будущего страны. Подготовка к принятию новой конституции, безусловно, должна носить открытый и публичный характер, сформировать новые моральные императивы, новую этику управления и стратегирования, использовать новые возможности информационных технологий, коммуникаций и научных открытий.
Я уверен, что Л. Кравчук, как будущий председатель Конституционной ассамблеи, сможет компилировать все конструктивные предложения и создать условия для политического консенсуса в обществе, а В. Янукович предложит нации утвердить Конституцию на референдуме.
Если говорить прямо, речь идет о переучреждении государства.
Многие положения уже обсуждаются, в том числе и парламентариями. Будущее политико-территориальное устройство страны будет носить элементы федерации. Количество областей не будет превышать 9—12. Районы будут ликвидированы и преобразуются в округа, где роль центра будет выполнять город с населением не менее 20 тысяч человек. Будут предусмотрены вопросы для создания национально-культурных автономий в местах компактного проживания национальных меньшинств (крымско-татарской, русинской, болгарской). Также в конституции или конституционном законе будут предусмотрены вопросы строительства новых городов и присоединения сопредельных территорий или анклавов, где компактно проживают украинцы. Все эти вопросы будут регулироваться, в том числе, и на основании международных соглашений.
Язык на всей территории Украины — украинский. В национально-культурных округах или субъектах федерации возможны региональные языки. Титульная нация несет ответственность за комфортное проживание на ее территории других наций и народностей при условии соблюдения национального законодательства.
Религиозный мир — это один из самых болезненных вопросов украинской государственности. Некрофилия и всеядность предшественника В. Януковича только усугубили отношения между конфессиями и дискредитировали национальную идею. Новая конституция должна заложить основы конкордатных отношений между церковью и государством, решить вопросы реституции имущества и собственности традиционных церквей, заложить основы для единения православия.
Существенным изменениям должна подвергнуться миграционная и демографическая политика. Я не исключаю введения генетических паспортов и двойного гражданства.
Парламент будет двухпалатным, где верхнюю палату будет представлять совет старейшин или сенаторы, а нижняя будет формироваться на пропорциональной системе. Местные выборы будут проходить исключительно по мажоритарному принципу.
В судебную систему будет введен институт маршальской службы по примеру США.
Необходимо принятие принципиально новой военной организации государства, которая должна быть настроена на новые формы ведения войны с учетом информационных, генетических, финансовых и биологических технологий. Мобилизация населения, агрессивная миграционная политика, эффективная медицина и гражданская оборона должны быть обязательной частью военной организации государства.
В целях развития прямой демократии на местном уровне будет дано право населению на принятие партисипативных бюджетов, а роль городов будет пересмотрена в соответствии с проектом конституции, который разработала Ассоциация городов Украины.
Будущее Украины требует жесткой президентской вертикали, быстрых и адекватных решений, стабильности и преемственности власти. Опыт показывает, что в условиях нестабильности парламентская демократия неэффективна. Монархия или жесткая президентская вертикаль с элементами прямой демократии позволяют обеспечить быстрое и динамичное развитие страны. На совещании политических партий, о котором я уже упоминал, получил поддержку вариант семилетнего правления и не менее двух сроков подряд, при соблюдении соответствующих условий развития страны.
Не менее важной будет дискуссия о государственной атрибутике и исторической преемственности. Уже сегодня говорят о желто-синем флаге, новом государственном гимне и названии страны. Известная фраза Вольтера из переписки с Екатериной ІІ: «Мы в Европе знаем одну Русь — Киевскую, последним королем которой был Данило Галицкий» волнует сегодня многих экспертов, в том числе и в Западной Украине. Пока еще шепотом, но уже говорят о коренном пересмотре ряда государствообразующих парадигм.
Чем больше нищета, тем дешевле революция.
Во все времена концепция верховенства права над государством была основой ограничения власти короля, парламента или президента.
Логика очень проста: если парламент или президент нарушает законы, несет угрозу обществу и государству, он должен быть устранен от должности. Другими словами, не парламент делает законы, а закон делает парламент. И если суверенные права граждан нарушены — граждане имеют право на сопротивление насилию и право на восстание. Об этом говорили известные богословы (св. Фома), философы (Цицерон, Локк и др.).
В французской Декларации и конституции 1793 г. записано «…сопротивление может быть пассивным (неисполнение законов. — Прим. авт.), оборонительным (майдан предпринимателей. — Прим. авт.) и наступательным (идти вплоть до восстания, имеющим в виду низвержение правительства)». Исторический экскурс должен быть весьма показательным. Прогрессирующая нищета украинцев, возрастание государственного долга, сворачивание демократии, неэффективность управленческой вертикали при кажущейся монополии администрации — все говорит о неотвратимости африканского революционного синдрома.
Украинцы сумеют реализовать свое право на восстание при дальнейшем бездействии власти. Желающих оплатить дешевую революцию в обмен на контроль пятидесятимиллионного государства более чем достаточно. Уцелеет ли государство?
Поэтому, я уверен, конституционная ассамблея, как механизм общенационального консенсуса, должна стать альтернативой дестабилизации и началом реформации государства.
Юрий ЗБИТНЕВ,врач, юрист, народный депутат Украины первого созыва,кандидат в Президенты Украины 2004 года, лидер партии «Нова сила»,автор концепции созыва конституционного собрания в Украине, ГолосUA