Безусловно, к подобным можно отнести сериал «Иерихон», в котором расписан самый «жесткий» вариант террористической атаки на США. В частности, по замыслу сценаристов, некая террористическая группа производит серию ядерных взрывов мощностью порядка 20 килотонн в крупнейших городах Соединенных Штатов. С уничтожением Вашингтона исчезает правительство, функции президента должны перейти к одному из министров, но разрушение коммуникаций и паралич военных структур приводят к анархии, поступает информация о создании в различных частях державы 6 различных правительств. В общем, США якобы раскалываются и переходят в режим типичного для Голливуда «постапокалиптического мира», с его хаосом и «законами джунглей».
Знакомясь с этим сценарием, не оставляет мысль, что для самих США он является и впрямь фантастическим. Но зато вполне реальным – для таких стран, как Россия и Украина. Ведь от фантазий киношников мы легко переходим к нашей удивительной реальности.
В частности, рассмотрим условие: удары (не обязательно ядерные, и не обязательно наносимые террористами – речь может идти о любом противнике, имеющем соответствующие военные возможности) наносятся по столице и крупнейшим городам страны. В США, как и в любых нормальных державах, четко определено, кто возглавляет государство в случае гибели президента, потом – его преемника, потом – преемника преемника и т.д. Т.е. страна без легитимного руководителя не останется ни в коем случае. Для него главная задача – сохранить управляемость госструктурами, и в первую очередь – теми, кто несет основную ответственность за введение и осуществление чрезвычайного положения, то есть, прежде всего, вооруженными силами.
Здесь имеет основное значение три фактора:
а) сохранение органов военного управления,
б) сохранение связи,
в) конечно же, сохранение самих войск.
Факт в том, что в США высшее военное руководство не расположено в крупных городах. Пентагон, где расположены главные военные органы управления, находится в штате Виргиния вне крупных населенных пунктов. Центральное командование США (USCENTCOM), отвечающее за боевое применение войск вне континентальной части страны, расположено на авиабазе Макдилл. Остальные восемь объединенных командований (ОК) ВС США – также на военных базах, которые дислоцированы вне населенных пунктов. Таким образом, уничтожение крупнейших городов Соединенных Штатов практически не нанесет никакого ущерба ни органам управления, ни силам и средствам вооруженных сил США.
Что касается связи, то, по условиям данного сценария, остается действующей спутниковая связь, что вообще до предела упрощает задачу управления войсками. В реальности же, в случае выхода из строя спутниковой связи (не самый легкий сценарий для противника), связь может осуществляться средствами радиорелейной связи – в частности, тропосферной. При этом если наша и российская армии пользуются станциями советского образца, размещающейся в нескольких кунгах на базе грузовых автомобилей (например, станция Р-412 состоит из двух аппаратных, размещенных в кузовах К-375 на шасси автомобилей повышенной проходимости УРАЛ-375, подобная станция Р-412Ф состоит также из двух машин), то в армии США эти средства намного компактнее.
В России высшее военное руководство страны – Минобороны, Генеральный штаб, главные штабы видов вооруженных сил – находятся в столице державы, т.е. в Москве (год назад большой шум стоял вокруг переезда главного штаба ВМФ – но «пунктом назначения» был второй по значению город России, Санкт-Петербург). Штабы военных округов расположены также в крупных городах РФ.
В Украине в случае уничтожения столицы города Киева исчезают как таковые:
— Министерство обороны,
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку
Аудит виявив масові маніпуляції із зарплатами для бронювання працівників
— Генеральный штаб,
— Объединенное оперативное командование (подобие американского USCENTCOM),
— командование Сухопутных войск,
— командование Сил поддержки.
Командование Воздушных сил расположено в областном центре – Виннице. Штабы Оперативных командований «Запад» и «Юг» и Территориального управления «Север» расположены в крупных городах (г.Львов, г.Одесса, г.Чернигов). Таким образом, при уничтожении Киева и четырех крупных городов Украины исчезают ВСЕ звенья системы управления вооруженными силами стратегического и оперативного уровней.
В самом выгодном положении находится штаб ВМС ВС Украины, расположенный также в крупном городе Севастополе. У него «в заложниках» — командование и силы Черноморского флота Российской Федерации. То есть невозможно нанести масштабный удар по Севастополю и обезглавить украинские ВМС, чтобы не нанести удар заодно и по ЧФ, т.е. — по России.
Конечно, мы берем достаточно маловероятный сценарий, когда террористы или противник в лице регулярных ВС другой страны наносят масштабные удары по украинским городам. Но в этом сценарии есть изнанка, и по всем законам военной науки – вполне реальная при любом масштабном конфликте с участием Украины (или России).
А именно: в любом вооруженном конфликте противник всегда старается в первую очередь нанести удар и вывести из строя главные органы управления восками (силами). Уничтожить систему управления стратегического и оперативного уровней – это означает наполовину выиграть войну. А потому в Украине и России население столиц и крупных городов является заложниками высших командных структур. Очень ярко мы наблюдали этот вариант на примере войны в Югославии в 1999 году, когда во время бомбардировок Белграда (а войска НАТО использовали, как помним, высокоточное оружие) «заодно» с военными объектами наносились удары по больницам и посольствам.
Правда, у военного руководства есть запасной командный пункт близ Киева, но вопрос – как скоро при внезапном нападении генералитет способен передислоцироваться и организовать нормальную работу на нем? Да и роль киевлян как заложников при этом не исчезает.
В то же время, при передислокации по западному примеру органов управления за территорию населенных пунктов неминуемо встают больные для армии вопросы. Как то: где взять средства для постройки и оборудования новых штабов, каким образом обеспечить жильем офицеров и генералов на новом месте, или же – обеспечить их доставку из нынешних мест проживания каждый день? Здесь мы вообще скатываемся в сугубо бытовые проблемы, съедающие наши вооруженные силы который уж год.
Но грустная реальность состоит в том, что на сегодня гражданское население Киева и крупных городов де-факто являются заложниками. К этому добавим, что и на тактическом уровне – та же картина, поскольку штабы едва ли не всех уровней расположены в населенных пунктах (в тех же США воинские подразделения дислоцируются исключительно на военных базах). А потому украинцы сегодня – заложники сомнительного выбора мест расположения звеньев системы управления вооруженными силами. И это факт.